11
Окт

Бремя дожития

Автор: admin | Рубрика: Аналитика / Интервью / Статьи

Спустя несколько лет после старта пенсионная реформа так и не стала массовой. По-государственному думать о своем времени “дожития” готовы не более миллиона человек.

Миновал очередной этап пенсионной реформы. 1 октября истек срок, в течение которого работающие граждане России могли выбрать финансовые структуры - управляющие компании (УК), которым они доверят заботу о своей будущей пенсии, именуемой в правительстве скорбным термином “дожитие”. Можно подводить промежуточные итоги. И, пожалуй, главный состоит в том, что большинство населения о собственной старости заботиться не спешит. Впрочем, если вспомнить, сколько зигзагов на своем коротком пути уже совершила пенсионная реформа, то результат мог быть гораздо хуже.

Перестройка на марше

Год назад граждане получили возможность распорядиться частью своих пенсионных накоплений по собственному усмотрению. Частные компании уже с весны работают с пенсионными средствами. Но говорить о том, что реформа в стране набирает обороты, как минимум преждевременно.

Проблемы у будущих пенсионеров возникли практически с самого начала. До 1 августа 2003 года все граждане России моложе 1952 года рождения и гражданки моложе 1957 года должны были получить от Пенсионного фонда России (ПФР) специальные уведомления, которые в народе метко нарекли “письмами счастья”. В этих посланиях ПФР собирался сообщить гражданам, сколько денег накоплено на их персональных пенсионных счетах. Будущая пенсия нынешних работников разделялась на несколько частей. Изюминкой реформы должно было стать появление ее накопительной части, коей граждане могли распорядиться по своему усмотрению. По сути, государство предоставило людям возможность самим позаботиться о собственном будущем. Тогда, напомним, на накопительных счетах было аккумулировано почти 40 миллиардов рублей. Теперь же, с учетом поступающих средств, в управляющих компаниях оценивают общую сумму более чем в 100 миллиардов.

Однако население не спешит доверять свои деньги частным компаниям. Во многом такой пассивности способствовала неразбериха вокруг действий всех заинтересованных министерств. Так, еще летом прошлого года возникла задержка с массовой рассылкой уведомлений (граждан, которым должны были быть направлены “письма счастья”, тогда насчитывалось почти 40 миллионов). В итоге сроки рассылки продлили, но осадок от бюрократической волокиты остался.

Не способствовали популярности реформы и события весны этого года, когда чиновники, по сути, пересмотрели правила игры, изменив с 2005 года порядок проведения пенсионной реформы. В 2004 году в связи со снижением ставки единого социального налога (ЕСН) правительство лишило накопительной части пенсии всех граждан старше 1967 года рождения. Число участников накопительного нововведения сразу же сократилось на 5 миллионов. Их пенсия теперь будет складываться только из базовой ставки и страховых накоплений за каждый год работы. Гражданам моложе 1967 года в накопительную часть пенсии пойдут 4 процента с каждого рубля “белой” зарплаты. Начиная с 2008 года эти отчисления вырастут до 6 процентов с каждого рубля.

Представители государства признают, что неразбериха вокруг пенсионной реформы негативно сказалась на настрое населения. По словам советника председателя правления Пенсионного фонда Владимира Вьюницкого, “граждане старше 1967 года рождения, скорее всего, не успели бы собрать большую накопительную часть пенсии. Однако тот факт, что изменения в реформе произошли уже по ходу, действительно мог привести к тому, что у людей появились сомнения, стоит ли активно участвовать в реформе”.

“По ходу” случился и такой зигзаг. После снижения ЕСН изменилась система формирования пенсионных накоплений остальных работающих граждан. Причина та же. Ставка ЕСН понизилась с 36 процентов до 26. На такой шаг правительство пошло, рассчитывая вывести заработную плату в России из “серой” зоны. Однако удастся ли сделать всю зарплату официальной, пока сказать трудно. Между тем пенсионные средства граждан аккумулировались как раз за счет поступлений ЕСН. Ранее из 36 процентов ЕСН в бюджет ПФР поступало 28 процентов. Эти 28 процентов делились пополам - 14 процентов шли на финансирование выплат нынешним пенсионерам, а другие 14 учитывались на индивидуальном счете работника.

Теперь ПФР будет получать только 20 процентов с каждого выплаченного работнику рубля. Соответственно изменится и распределение этих выплат: 6 процентов с этой суммы будут идти на финансирование выплат нынешним пенсионерам, а 14 процентов, как и ранее, будут накапливаться на индивидуальном счете работающего человека. Часть денег учитывается на счете работника, составляя страховую часть пенсии (она накапливается, образуя неприкосновенный запас, который только индексируется Пенсионным фондом ежегодно на размер инфляции). Вторая часть - накопительная - передается в руки частных управляющих компаний, которые, вкладывая ее в фондовый рынок, должны за десятилетия заработать будущим пенсионерам на старость. В остальном все по-прежнему - если гражданин не хочет доверять свои средства негосударственным пенсионным фондам, то деньги по умолчанию останутся у государства и управлять ими будет Внешэкономбанк. Стремясь дать людям больше времени на размышление, летом в Пенсионном фонде поначалу собирались продлить срок подачи заявлений о выборе управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов с 1 октября до 1 января будущего года, однако такое решение принято не было.

Пока, пожалуй, главные позитивные новости пенсионной реформы связаны с увеличением числа негосударственных организаций, которым граждане могут доверить свои деньги на старость. В прошлом году существовала возможность выбирать только между частными управляющими компаниями и государственным Внешэкономбанком, сейчас же к ним добавились и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Сегодня их уже около 300. Однако граждане к этим инициативам пока равнодушны. Не исключено, что в скором времени правительство также допустит к управлению пенсионными средствами и страховые компании. Вопрос в том, станет ли после этого реформа более интересна для самих будущих пенсионеров.

Тактика выжидания

Как следствие, активность будущих пенсионеров оказалась не слишком велика. Никто, конечно, не рассчитывал, что подавляющее большинство граждан откажется от услуг государства и будет копить на старость самостоятельно. Эксперты оценивали долю “активных пенсионеров” в 6-8 процентов. Но на практике результаты оказались еще ниже. По предварительным данным Министерства здравоохранения и социального развития на начало сентября, в этом году частную управляющую компанию для своих пенсионных накоплений выбрали только 4 тысячи работающих граждан. В прошлом году в негосударственные компании пришли 704 тысячи человек. Впрочем, по итогам октября цифра окажется все же несколько выше, хотя и ненамного. Вот мнение президента управляющей компании “Тройка-Диалог” Павла Теплухина: “Государство в этом году не вело с населением практически никакой разъяснительной работы. В подобных условиях мы, равно как и подавляющее большинство других управляющих компаний, также решили не заниматься рекламой. Рассчитывать на значительный приток клиентов в таких условиях не стоит”.

Скорее всего прирост произойдет за счет расширения числа игроков, участвующих в управлении пенсионными средствами граждан. Вице-президент инвестиционной компании “Атон” Вадим Сосков так оценивает ситуацию: “Негосударственные пенсионные фонды, ставшие участниками реформы, как правило, входят в крупные холдинги. Если они будут использовать административный ресурс, то смогут привлечь накопительную часть пенсий тех граждан, которые трудятся в других компаниях промышленно-финансовых групп. Если это произойдет, то общее число людей, отдавших предпочтение негосударственным компаниям, может перевалить за миллион”.

Ужесточение формальных требований к будущим пенсионерам также не способствовало их энтузиазму. В прошлом году известить Пенсионный фонд о своем решении доверить накопления частным УК можно было и в отделениях 28 банков, заключивших с ПФР соглашения об удостоверении подписей, и на большинстве крупных предприятий-работодателей. Теперь же, по новым правилам, чтобы выбрать частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд, гражданин должен лично явиться в отделение Пенсионного фонда по месту прописки и заявить в письменном виде о желании перевести свои средства из государственного ведения в частную компанию. Если же работник выбирает НПФ, то сначала ему надо заключить договор с выбранным пенсионным фондом, после чего посетить свое отделение ПФР, уже имея документ на руках. Однако очевидно, что даже если бы условия размещения денег были мягче, число активных участников реформы вряд ли бы ощутимо выросло. Владимир Вьюницкий полагает, что серьезного сбоя в ходе реформы пока не произошло: “По нашим оценкам, в первые два года доля “активных” пенсионеров в любом случае не превысила бы 2-2,5 процента. Остальные граждане пока присматриваются. Если у более решительных людей все пойдет хорошо, то они скоро к ним присоединятся. Что касается обвинений в плохой разъяснительной работе, то они не до конца справедливы. Мы объясняем, как проходит реформа, но рекламировать услуги управляющих компаний не будем в любом случае. Со стороны Пенсионного фонда это было бы некорректно”.

Дожить до 2027 года

Впрочем, на этом неприятные новости не заканчиваются. Доходность накопительных пенсионных сбережений также оказалась не слишком велика. В прошлом году, когда частные компании в пенсионной реформе по большому счету еще не участвовали, доходность от управления средствами пенсионных накоплений во Внешэкономбанке составила 40 процентов годовых в рублях. По данным Минфина на 1 января 2003 года, сумма страховых взносов, поступившая в фонд и разнесенная по индивидуальным счетам будущих пенсионеров, составляла порядка 33,5 миллиарда рублей. По итогам годовой активности ВЭБ пенсионный портфель вырос до более чем 47 миллиардов рублей. Связано это с тем, что ВЭБ инвестирует средства в государственные ценные бумаги - еврооблигации, а также в рублевые долговые обязательства России. Поскольку российский фондовый рынок в прошлом году интенсивно рос, увеличивалась и стоимость государственных бумаг. Впрочем, на самом деле эта цифра не столь велика. Ведь за 2002-2003 годы инфляция в стране достигла 27,1 процента. В любом случае в этом году результат окажется хуже. Вадим Сосков так комментирует ситуацию: “Подобной доходностью государственный управляющий мог похвастать лишь до мартовского снижения на фондовом рынке. В конце 2003-го годовая доходность ВЭБ уже ненамного превышала 18 процентов. В перспективе же государство вряд ли сможет гарантировать прибыль намного большую, чем пять процентов. А это уже меньше годовой инфляции”.

Много ли выиграли граждане, которые доверили свои пенсии частному сектору, пока сказать трудно. Единого рейтинга негосударственных управляющих компаний не существует. Потому точную доходность пенсионных вкладов граждан посчитать затруднительно. Большинство представителей негосударственных фондов называют лишь приблизительную цифру на 2004 год - 10-12 процентов.

По мнению руководителя отдела по работе с клиентами инвестиционной группы “Регион” Игоря Куртепова, доходность средств, переданных управляющим компаниям, действительно пока не слишком высока. “Дело в том, что для старта работы выбрали не самый удачный момент - март 2003 года, - полагает эксперт. - Тогда российский фондовый рынок был разогрет до предела, а индекс РТС достигал 800 пунктов. Как следствие, управляющие компании обязаны были покупать акции по их максимальной стоимости. Все последующее время объемы торгов снижались, а акции дешевели. Потому показать очень высокую доходность сейчас сложно. Тем не менее по итогам года доходность действительно может оказаться на уровне 10-12 процентов. По мировым меркам это нормальный показатель для компаний, управляющих пенсионными средствами. Конечно, на развивающемся рынке, каким является российский, он мог бы быть выше, но, возможно, это вопрос уже следующих лет”. В Пенсионном фонде, правда, придерживаются несколько иного мнения. Владимир Вьюницкий говорит: “В ближайшее время доходность, которую покажут управляющие компании, вряд ли будет значительно отличаться от результатов работы ВЭБ. Дело в том, что УК связаны очень жесткими правилами по размещению пенсионных сбережений. Ситуация изменится лишь в том случае, если эти деньги они будут получать не напрямую от граждан, а уже через посредников - негосударственные пенсионные фонды. Тогда по закону они смогут делать несколько более рискованные инвестиции, а значит, возрастет и доходность. Кстати, это понимают и сами “активные” пенсионеры. По нашим предварительным данным, две трети из них выбирают именно НПФ”.

Сами управляющие компании оценивают текущее положение на рынке достаточно скромно. Так, по словам Павла Теплухина, работа с накопительной частью пенсий остается лишь одной из многих составляющих инвестиционного портфеля компании. Аналогичная ситуация и у остальных управляющих компаний. Вместе с тем Игорь Куртепов полагает, что, несмотря на все существующие в настоящее время проблемы, ситуация может измениться: “Вспомните, паевые пенсионные фонды начали работать восемь лет назад, но успех на рынке к ним пришел, по сути, лишь в последние два года. Такой поворот может ожидать и пенсионные деньги”.

Впрочем, пока в пенсионной реформе активно участвуют лишь самые “продвинутые” российские граждане. Многие будущие пенсионеры до сих пор не знают о своих возможностях и спустя несколько лет после старта реформы удивляются, получив “письма счастья”. При такой организации управлять подавляющим большинством пенсионных сбережений еще долго будет государственный Внешэкономбанк. А это несколько противоречит изначальным целям реформы. Хотя даже “активные” пенсионеры вряд ли смогут обеспечить себе старость, сравнимую с западными стандартами. В ПФ подсчитали, что достойную пенсию россияне будут получать не раньше 2027 года. Сейчас она замещает заработную плату всего на 28 процентов. А процентов эдак на 40-60 - так это лет через двадцать. Доживем?

Источник: Журнал “Итоги”