30
Апр

О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии…

Автор: moder | Рубрика: Законодательство

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
30 апреля 2008 года N 56-ФЗ

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ НА НАКОПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ
ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ

Принят
Государственной Думой
18 апреля 2008 года

Одобрен
Советом Федерации
25 апреля 2008 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (далее - Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”) определяет порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, устанавливает порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) застрахованное лицо - лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
2) работодатель застрахованного лица, уплачивающего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии (далее - работодатель), - лицо, являющееся для указанного застрахованного лица страхователем по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”;
3) дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии - индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
4) государственная поддержка формирования пенсионных накоплений - взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, осуществляемые за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, и передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
5) взнос работодателя - средства работодателя, уплачиваемые им в пользу застрахованного лица на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии

1. Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии возникают на основании поданного лицом заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
2. Застрахованное лицо, вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и осуществляющее их уплату, вправе прекращать либо возобновлять уплату указанных взносов, а также определять их размер.
3. Право на получение накопительной части трудовой пенсии, сформированной за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (далее - Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”).

Статья 4. Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии

1. Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (далее также - заявление) может подаваться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично гражданином по месту его жительства или через своего работодателя. Заявление также может быть подано иным способом, при этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются в порядке, определенном подпунктами 1 - 3 пункта 4 статьи 32 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” (далее - Федеральный закон “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”).
2. В заявлении должны быть указаны:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина;
2) фамилия, имя, отчество гражданина;
3) место жительства гражданина.
3. Форма заявления и инструкция по его заполнению утверждаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
4. Работодатель, получивший заявление, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения заявления, направляет его в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию. Работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе путем реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанное выше количество, представляют полученные заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ “Об электронной цифровой подписи” (далее - Федеральный закон “Об электронной цифровой подписи”). Формат представления указанного заявления в электронной форме определяется Пенсионным фондом Российской Федерации.
5. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, получивший заявление, не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления направляет гражданину уведомление о получении заявления, результатах его рассмотрения и дате вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
6. Гражданин, на которого не открыт индивидуальный лицевой счет в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” (далее - Федеральный закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”), одновременно с подачей заявления представляет сведения, необходимые при начальной регистрации в соответствии с указанным Федеральным законом, лично либо через орган (организацию), с которым (с которой) у Пенсионного фонда Российской Федерации имеется соглашение о взаимном удостоверении подписей, и регистрируется в качестве застрахованного лица в соответствии с настоящим Федеральным законом.
7. В случае, если в заявлении отсутствуют необходимые данные и (или) не представлены необходимые сведения, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает подавшему заявление гражданину соответствующие разъяснения.
8. Персональные данные застрахованных лиц, связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, являются государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статья 5. Дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии

1. Размер уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии определяется застрахованным лицом самостоятельно.
2. Застрахованное лицо, желающее уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии путем их перечисления через работодателя, указывает в подаваемом работодателю заявлении об уплате указанных взносов размер ежемесячно уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, определенный в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Размер уплачиваемого застрахованным лицом дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии может быть изменен застрахованным лицом на основании его заявления.
3. В случае прекращения с застрахованным лицом трудовых правоотношений и (или) правоотношений по соответствующим гражданско-правовым договорам работодатель прекращает исчисление, удержание и перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии без соответствующего заявления застрахованного лица со дня прекращения указанных правоотношений.
4. Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии включаются в состав пенсионных накоплений застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Статья 6. Порядок самостоятельной уплаты дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии

1. Уплата дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии осуществляется застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим указанный взнос, путем перечисления денежных средств в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации через кредитную организацию.
2. При самостоятельной уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии застрахованное лицо не позднее 20 дней со дня окончания квартала должно представлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации копии платежных документов за истекший квартал с отметками кредитной организации об исполнении лично либо через орган (организацию), с которым (с которой) у Пенсионного фонда Российской Федерации заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 32 Федерального закона “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”. Прием копий платежных документов и их передача в электронной форме в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, определяемом соглашением о взаимном удостоверении подписей.

Статья 7. Порядок исчисления и удержания дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии работодателем

1. Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии ежемесячно исчисляются работодателем отдельно в отношении каждого застрахованного лица.
2. Работодатель, получивший заявление об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии либо об изменении размера уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, осуществляет исчисление, удержание и перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения работодателем соответствующего заявления. Прекращение либо возобновление уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии также осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления.

Статья 8. Взносы работодателя

1. Работодатель вправе принять решение об уплате взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Указанное решение оформляется отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор.
2. В случае прекращения трудовых правоотношений и (или) правоотношений по соответствующим гражданско-правовым договорам с застрахованным лицом уплата взносов работодателя в пользу данного застрахованного лица прекращается со дня прекращения указанных правоотношений.
3. Размер взносов работодателя рассчитывается (определяется) им ежемесячно в отношении каждого застрахованного лица, в пользу которого уплачиваются эти взносы.
4. Взносы работодателя включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц, в пользу которых уплачены такие взносы.

Статья 9. Порядок перечисления дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя

1. Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя перечисляются работодателем в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” в отношении уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
2. Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя зачисляются на отдельные банковские счета Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемые для зачисления страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”.
3. Перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя осуществляется работодателем единым платежом и оформляется отдельным платежным поручением.
4. Работодатель одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии формирует реестр застрахованных лиц. В указанном реестре должны содержаться следующие сведения:
1) общая сумма перечисляемых средств, включающая в себя:
а) сумму всех перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии застрахованных лиц;
б) сумму всех уплачиваемых взносов работодателя (в случае их уплаты);
2) номер платежного поручения и дата его исполнения;
3) страховой номер индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица;
4) фамилия, имя и отчество каждого застрахованного лица;
5) сумма перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии каждого застрахованного лица;
6) сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица (в случае их уплаты).
5. Сведения, указанные в пункте 1 части 4 настоящей статьи, подлежат заверению кредитной организацией, через которую осуществлялось перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
6. Реестры застрахованных лиц представляются работодателем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и уплачивались взносы работодателя (в случае их уплаты). Форма реестра застрахованных лиц и порядок его представления утверждаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
7. Работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе путем реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанное выше количество, представляют реестры застрахованных лиц в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в соответствии с Федеральным законом “Об электронной цифровой подписи”. Формат представления реестра в электронной форме утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации.
8. Работодатель одновременно с представлением в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации расчетного листка представляет застрахованным лицам информацию об исчисленных, удержанных и о перечисленных дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и о взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованных лиц (в случае их уплаты).

Статья 10. Инвестирование сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя

1. Поступающие в Пенсионный фонд Российской Федерации суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя до их отражения в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица инвестируются в порядке, установленном для инвестирования страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”.
2. Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, взносы работодателя, а также доход от их инвестирования отражаются Пенсионным фондом Российской Федерации в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам по основаниям и в порядке, которые установлены Федеральным законом “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” и Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах” (далее - Федеральный закон “О негосударственных пенсионных фондах”). Срок, в течение которого указанные средства должны быть отражены в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и переданы управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам, не может превышать три месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации реестров застрахованных лиц за истекший квартал либо в случае самостоятельной уплаты застрахованным лицом дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии копий платежных документов за истекший квартал.

Статья 11. Выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании), перевод средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд

1. Застрахованные лица вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд в порядке, определенном Федеральным законом “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” и Федеральным законом “О негосударственных пенсионных фондах”.
2. Лица, в пользу которых ранее не уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и которые впервые вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также лица, ранее не реализовавшие свое право на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо на перевод средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд, вправе при подаче заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии подать заявление о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо заявление о переводе средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд при условии заключения с негосударственным пенсионным фондом договора об обязательном пенсионном страховании.
3. Заявления лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо о переводе средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд Пенсионный фонд Российской Федерации рассматривает в порядке, определенном Федеральным законом “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” и Федеральным законом “О негосударственных пенсионных фондах”, и осуществляет перевод соответствующих средств в срок, который не может превышать три месяца со дня получения соответствующего заявления.
4. Сумма дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплачиваемых застрахованным лицом, а также сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу застрахованного лица, ранее реализовавшего право на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо на перевод средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд в соответствии с Федеральным законом “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” и Федеральным законом “О негосударственных пенсионных фондах”, после их учета в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица передаются управляющей компании либо негосударственному пенсионному фонду в соответствии с ранее сделанным выбором застрахованного лица. Такое застрахованное лицо вправе в порядке и сроки, которые установлены указанными федеральными законами, подать заявление о выборе иного инвестиционного портфеля (иной управляющей компании) либо заявление о переводе средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд (иной негосударственный пенсионный фонд).
5. Мужчины 1953 - 1966 года рождения и женщины 1957 - 1966 года рождения, в пользу которых страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии уплачивались в период с 2002 по 2004 год включительно, вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществлять выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо переводить средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд.

Статья 12. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений

1. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, имеют застрахованные лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года.
2. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
3. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений предоставляется в текущем календарном году застрахованным лицам, уплатившим в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме не менее 2 000 рублей.

Статья 13. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений

1. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12 000 рублей в год.
2. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, достигших возраста, установленного пунктом 1 статьи 7 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, и не обратившихся за установлением ни одной из частей трудовой пенсии, определяется исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 48 000 рублей в год.
3. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений рассчитывается Пенсионным фондом Российской Федерации с учетом условий предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, определенных настоящим Федеральным законом, в отношении каждого застрахованного лица на основании данных индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.
4. Взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц.

Статья 14. Порядок перевода и учета взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений

1. Пенсионный фонд Российской Федерации до 20 апреля года, следующего за годом уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, направляет заявку о переводе из федерального бюджета необходимой суммы средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений. Форма и правила составления указанной заявки утверждаются Правительством Российской Федерации.
2. Средства на софинансирование формирования пенсионных накоплений переводятся в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в срок, который не может превышать 10 дней со дня получения заявки.
3. Средства на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год и плановый период в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается передача указанных средств управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам.
4. При исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год учет операций, связанных со средствами федерального бюджета, направленными на софинансирование формирования пенсионных накоплений, ведется Пенсионным фондом Российской Федерации на соответствующих счетах бюджетного учета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Инвестирование средств федерального бюджета, направленных на софинансирование формирования пенсионных накоплений

Средства федерального бюджета, направленные на софинансирование формирования пенсионных накоплений и поступившие в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам не позднее 15 мая года получения средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений.

Статья 16. Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц

Выплаты за счет средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц, вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, осуществляются в порядке, установленном для выплат за счет средств пенсионных накоплений Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, Федеральным законом “О негосударственных пенсионных фондах” и Федеральным законом “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”.

Статья 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2008 года, за исключением части 3 статьи 3, частей 3 и 4 статьи 5, статей 6, 7, частей 2 - 4 статьи 8, статей 9, 10, части 4 статьи 11, частей 2 и 3 статьи 12 и статей 13 - 16 настоящего Федерального закона.
2. Часть 3 статьи 3, части 3 и 4 статьи 5, статьи 6, 7, части 2 - 4 статьи 8, статьи 9, 10, часть 4 статьи 11, части 2 и 3 статьи 12 и статьи 13 - 16 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2009 года.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
30 апреля 2008 года
N 56-ФЗ

30

О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии

Автор: admin | Рубрика: Законодательство

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ НА НАКОПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ
ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ

Принят
Государственной Думой
18 апреля 2008 года

Одобрен
Советом Федерации
25 апреля 2008 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (далее - Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”) определяет порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, устанавливает порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) застрахованное лицо - лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;

2) работодатель застрахованного лица, уплачивающего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии (далее - работодатель), - лицо, являющееся для указанного застрахованного лица страхователем по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”;

3) дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии - индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

4) государственная поддержка формирования пенсионных накоплений - взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, осуществляемые за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, и передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

5) взнос работодателя - средства работодателя, уплачиваемые им в пользу застрахованного лица на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии

1. Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии возникают на основании поданного лицом заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Застрахованное лицо, вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и осуществляющее их уплату, вправе прекращать либо возобновлять уплату указанных взносов, а также определять их размер.

3. Право на получение накопительной части трудовой пенсии, сформированной за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (далее - Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”).

Статья 4. Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии

1. Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (далее также - заявление) может подаваться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично гражданином по месту его жительства или через своего работодателя. Заявление также может быть подано иным способом, при этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются в порядке, определенном подпунктами 1 - 3 пункта 4 статьи 32 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” (далее - Федеральный закон “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”).

2. В заявлении должны быть указаны:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина;

2) фамилия, имя, отчество гражданина;

3) место жительства гражданина.

3. Форма заявления и инструкция по его заполнению утверждаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

4. Работодатель, получивший заявление, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения заявления, направляет его в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию. Работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе путем реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанное выше количество, представляют полученные заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ “Об электронной цифровой подписи” (далее - Федеральный закон “Об электронной цифровой подписи”). Формат представления указанного заявления в электронной форме определяется Пенсионным фондом Российской Федерации.

5. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, получивший заявление, не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления направляет гражданину уведомление о получении заявления, результатах его рассмотрения и дате вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

6. Гражданин, на которого не открыт индивидуальный лицевой счет в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” (далее - Федеральный закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”), одновременно с подачей заявления представляет сведения, необходимые при начальной регистрации в соответствии с указанным Федеральным законом, лично либо через орган (организацию), с которым (с которой) у Пенсионного фонда Российской Федерации имеется соглашение о взаимном удостоверении подписей, и регистрируется в качестве застрахованного лица в соответствии с настоящим Федеральным законом.

7. В случае, если в заявлении отсутствуют необходимые данные и (или) не представлены необходимые сведения, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает подавшему заявление гражданину соответствующие разъяснения.

8. Персональные данные застрахованных лиц, связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, являются государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статья 5. Дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии

1. Размер уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопите льную часть трудовой пенсии определяется застрахованным лицом самостоятельно.

2. Застрахованное лицо, желающее уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии путем их перечисления через работодателя, указывает в подаваемом работодателю заявлении об уплате указанных взносов размер ежемесячно уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, определенный в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Размер уплачиваемого застрахованным лицом дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии может быть изменен застрахованным лицом на основании его заявления.

3. В случае прекращения с застрахованным лицом трудовых правоотношений и (или) правоотношений по соответствующим гражданско-правовым договорам работодатель прекращает исчисление, удержание и перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии без соответствующего заявления застрахованного лица со дня прекращения указанных правоотношений.

4. Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии включаются в состав пенсионных накоплений застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

29
Апр

Россияне все больше не верят, что смогут сами накопить пенсию

Автор: admin | Рубрика: Новости

Таковы результаты опроса, который провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Обеспечение пенсией должно быть заботой государства. К такому выводу все больше приходят россияне. Об этом говорится в очередном исследовании ВЦИОМа. Причем чем старше граждане, тем более склонны они надеяться в этом плане на правительство: от 61% среди молодежи 18 - 24 лет до 87% среди опрошенных 60 лет и старше.

В настоящее время среди респондентов, участвующих в накопительной системе с начала пенсионной реформы (а это мужчины, родившиеся не ранее 1952 года, и женщины, родившиеся не ранее 1956 года), доверили деньги государственному Пенсионному фонду 60%. И лишь 6% опрошенных перевели свои накопления в негосударственный пенсионный фонд или в управляющую компанию. А треть опрошенных вообще не знают, где накапливаются их пенсионные отчисления. Видимо, это означает, что их накопления остались в государственном фонде.
На государственную пенсию рассчитывают 59% респондентов, участвующих в накопительной системе. В собственные силы верят вдвое меньше - 28%. По сравнению с прошлым годом доля тех, кто надеется только на себя, сократилась (было 35%) и возросло число затрудняющихся с ответом (с 9 до 13%).

В 2007 году среди россиян, участвующих в накопительной системе, было примерно поровну тех, кто хотел бы доверить свои накопления государственному фонду, и тех, кто предпочел бы управлять своими пенсионными накоплениями сам: 44 и 40% соответственно. В 2008 году доля первых почти вдвое превышает долю вторых.

Каждый второй респондент - участник накопительной системы (51%) - предпочел бы получать небольшую, но гарантированную пенсию. Каждый четвертый (23%) указывает, что готов рискнуть накопительной частью своей пенсии, чтобы получать в будущем большую пенсию (еще год назад рисковать был готов каждый третий - 31%). Пусть скромный, но надежный доход особенно ценят респонденты старшего возраста, родившиеся до 1967 года (64% по сравнению с 43% в группе более молодых опрошенных).

Источник: Комсомольская правда

25
Апр

Алексей Кудрин: Новой пенсионной реформы в России не будет

Автор: admin | Рубрика: Новости

Выступая на коллегии Минздравсоцразвития РФ, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что новой пенсионной реформы в России не будет, “необходимо лишь существенно скорректировать” ее. Главная цель корректировок - “добиться повышения пенсий, более качественного пенсионного обеспечения граждан”.

“Пенсионная система страны должна стоять на первом месте среди приоритетных задач, которые будет решать государство в ближайшие 20-30 лет”, подчеркнул Кудрин, напомнив, что “до сих пор не заработал механизм накопительной части пенсий, пенсионеры смогут ощутить этот накопительный механизм не ранее 2037 года”.

Источник: Независимая газета

15
Апр

“НПФ доплачивают клиентам из своего кармана”: интервью исполнительного директора НПФ “Промагрофонд” Геннадия Родина

Автор: admin | Рубрика: Аналитика / Интервью / Статьи

Расскажите о перспективах развития пенсионной системы в РФ. Насколько сегодня российская система негосударственного пенсионного обеспечения отличается от таковой в западных странах?

Медленно, со скрипом, но пенсионная реформа в России все же набирает обороты. Конечно, трудно в одночасье осознать, что времена функционирования чисто распределительного механизма назначения пенсий канули безвозвратно и отныне придется привыкать к мысли, что размер пенсионного обеспечения напрямую зависит от активности будущего пенсионера и государство обеспечит ему лишь определенный минимальный пенсионный взнос для “поддержания штанов”.

Реформа стартовала 1 января 2002 г., хотя за шесть прошедших лет число россиян, вовлеченных в ее орбиту, едва превысило 10% от общего количества трудящегося населения. Правда, динамика последнего времени дает поводы для оптимизма. За 2007 г. в Пенсионный фонд РФ (ПФР) поступило 1,622 млн. заявлений граждан о переводе накопительной части пенсии из государственных рук в НПФ - на 70% больше, чем их поступило за 2006 г.

С 1998 г. размер пенсионных резервов вырос более чем в 101 раз, однако по доле пенсионных активов в ВВП российские НПФ еще не имеют даже 2%, в то время как в большинстве развитых стран этот показатель близок к 50%. Как следствие, тот самый коэффициент замещения, характеризующий величину назначаемой пенсии в долях от реального заработка, на Западе составляет в среднем не менее 40%. А в Испании, Италии и Швеции он достигает более 90%. У нас же российский пенсионер после десятилетий безупречного труда на благо любимой Родины может рассчитывать, в лучшем случае, на 23%, а к 2020 г., по прогнозам, ввиду неблагоприятной демографической тенденции, реальная цифра коэффициента замещения вряд ли превысит 18-20 %.
Дефицит пенсионных средств возник в результате снижения ставки единого социального налога (ЕСН) в 2005 г. Правда, дефицит удалось несколько уменьшить, лишив людей, которым до пенсионного возраста осталось меньше десяти лет, права на накопительную пенсию и перекинув эти деньги в страховую часть для выплат пенсий сегодняшним пенсионерам, но проблемы это не решает. Если срочно не принять серьезных мер, к 2015 г., по данным Пенсионного фонда, прогнозируемые поступления ЕСН (714 млрд. руб.) смогут обеспечить лишь 60% выплат базовой части трудовой пенсии, а дефицит по страховой части составит 750 млрд. руб.

Есть ли альтернатива накопительной системе?

Нет, альтернативы накопительной системе нет. По данным Международной организации труда (МОТ), для эффективной работы распределительной системы необходимы трое работающих на одного пенсионера, а в России, по прогнозам, к 2024 г. это соотношение будет лишь 1:1. Нельзя сказать, что правительство ожидает этого сложа руки. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., представленной МЭРТ, совокупный объем пенсионных активов запланировано поднять с нынешних 2,5% ВВП до 18-20% к 2020 г.

Ждать официальных решений недолго - в апреле Госдума сразу во втором и третьем чтениях сформулирует вектор пенсионной модернизации. Выбор, собственно, планируется из двух вариантов: повышение размера ЕСН с одновременным снижением ставки НДС либо возврат к прямым страховым взносам с превращением Пенсионного фонда РФ в самостоятельную структуру. Причем, как дружно предрекают эксперты, первый путь лишь на некоторое время залатает дефицитную дыру в пенсионном балансе ПФР, но станет катастрофой для бизнеса. По второму варианту в перспективе просматривается согласованное плавное слияние базовой и страховой части ЕСН.
Но все это касается обязательных (по существу - бюджетных) платежей. Гораздо интереснее наблюдать, что предпринимает государство для формирования у граждан мотивации для скорейшего осознания того, что размер будущей пенсии во многом зависит от них самих. Речь идет о новациях в области добровольного пенсионного обеспечения. Здесь видны и стремление вовлечь в пенсионное накопление материнский капитал, и порывы стимулировать индивидуальное пенсионное аккумулирование налоговыми вычетами, и предоставление возможности софинансирования пенсионного массива солидарно с государством (уже до 12 тыс. руб. в год). При этом срок софинансирования также зафиксирован - десять лет.

Таким образом, за этот период, добровольно отчисляя в счет будущей пенсии не менее 12 тыс. руб. в год, гражданин сможет получить от государства еще 120 тыс. руб. Решить, вступать ли в программу софинансирования, граждане смогут в течение ближайших пяти лет.

Впрочем, более крупный “кусочек” государство предусматривает для работников, достигших пенсионного возраста, но продолжающих трудиться. Если гражданин по достижении пенсионного возраста откажется от обычной пенсии и проработает еще десять лет, делая добровольные отчисления, объем софинансирования от государства будет выше в четыре раза (то есть на 1 тыс. добровольных отчислений гражданина государство добавит своих 4 тыс.). Таким образом, гражданин сможет получить дополнительно 480 тыс. руб. Т.е. при средней ежемесячной пенсии в 3750 руб. десятилетний отказ - это потеря 450 тыс. руб. без учета возможного дохода от инвестирования “добавки”. Чистый выигрыш работающего пенсионера составит 30 тыс. руб. В общем-то негусто… Но это даст возможность хоть как-то сгладить все более активно муссируемые слухи о неизбежном директивном подъеме срока выхода на пенсию.
Готовит правительство и меры по повышению привлекательности участия в негосударственном пенсионном обеспечении. Первоочередной является задача повышения доходности управления пенсионными средствами и, соответственно, ослабления гаек, намертво закручивающих заветную дверь к доходным инструментам - перспективным ценным бумагам вне котировального списка А1, ограничивающего сегодня возможности инвестирования для НПФ. Для ПФР такой шаг уже сделан: его управляющей компании, ВЭБу, вот-вот разрешат размещать средства “молчунов” на депозитах в отдельных первоклассных банках. Рассчитывают, что это нивелирует всеобщее недовольство, а то ведь совсем заклевали государственную управляющую компанию за удручающе низкую доходность.

Какие тенденции сейчас наблюдаются на рынке негосударственного пенсионного обеспечения?

Еще в 2006 г. наметилась тенденция “выдыхания” кэптивных фондов-гигантов по темпам наращивания пенсионных накоплений. В прошлом году она усилилась. Это и неудивительно. Всех работников крупных корпораций, кого было можно привлечь по административному ресурсу, уже “забрили”. За новыми клиентами нужно идти “в народ”. Для гигантов это неинтересно, для мелких НПФ - недоступно: рыночная активность недешева. Наступает время “золотой середины” - бывших региональных кэптивных НПФ “второго эшелона” с хорошей репутацией и мощными стратегическими партнерами.

С какими УК вы сотрудничаете?

В настоящее время - только с УК “Агана”. Это, в некотором смысле, “против рынка” - большинство НПФ работают параллельно с несколькими управляющими компаниями (УК). Смысл ясен: диверсификация снижает риски. У нас тоже осознанная позиция: УК “Агана” - лидер по доходности управления пенсионными средствами. В 2007 г. доходность по сбалансированному портфелю составила 9,20% - первое место среди всех УК, по консервативному портфелю - 8,55% - третье место. Историческая доходность у “Аганы” также весьма достойная. Так что, как говорится, от добра добра не ищут… Но мы, конечно, держим глаза открытыми - постоянно осуществляем мониторинг качества управления своими пенсионными активами.

Как распределяются пенсионные резервы по активам?

Состав портфеля пенсионных резервов: 27% - государственные ценные бумаги (федеральные, субъектов РФ); 45% - корпоративные облигации; 3% - денежные средства; 26% - акции российских эмитентов.

Какова доходность НПФ “Промагрофонд” - за прошлый год и максимальная историческая?

Максимальный пик доходности - 18,8% по пенсионным накоплениям за 2006 г. За 2007 г. реальная доходность нашего фонда составила 10,0% по пенсионным резервам и 7,88% по пенсионным накоплениям. Подчеркиваем - показатель доходности реальный, полностью коррелирующий с “плохим” фондовым рынком в прошлом году, а не искусственно “надутый” в угоду сиюминутной конъюнктуре, а точнее - для введения в заблуждение основной массы “молчунов” и лиц, плохо осведомленных о печальных последствиях кратковременного “надувания щек”. Наши вкладчики, участники и застрахованные лица нам доверяют. А это главное.

Расскажите о планах развития “Промагрофонда”.

Для реализации достаточно амбициозных задач - в течение трех лет увеличить объемы пенсионных накоплений до 3,5 млрд. руб., пенсионных резервов - до 4,5 млрд. руб. и войти в первую десятку негосударственных пенсионных фондов России - НПФ “Промагрофонд” планирует не только продолжать экспрессное развитие своего присутствия в регионах, но и вывести на рынок при помощи своих стратегических партнеров принципиально новые кобрендинговые схемы, дающие возможность клиентам фонда воспользоваться различными преференциями при выборе банковских, инвестиционных или страховых продуктов.

Нужно подчеркнуть, что основной принцип деятельности НПФ “Промагрофонд” по отношению к пенсионным средствам своих клиентов: “сохранять - непременно, приумножать - осмотрительно”, теперь можно с полным основанием дополнить фразой: “предъявлять результаты - честно”. Поразительно, но многие НПФ, не добившись за 2007 г. сколько-нибудь существенных показателей доходности управления пенсионными средствами, вверенными ими управляющим компаниям, ничтоже сумняшеся взяли - и подняли итоговые цифры процентов доходности, никак не коррелирующие с официальными данными управляющих компаний из рейтинга ФСФР. Получается, что многие НПФ из своего кармана “доплатили” своим клиентам. Все вроде бы хорошо - суммы на счетах застрахованных лиц подрастут, причем очень аккуратно - чуть выше показателя инфляции. Для клиента все равно, откуда прирост: деньги не пахнут. Для НПФ тоже лыко в строку: можно повсюду трубить, что даже при слабом управлении активами доходность будет “плюсовой” по отношению к инфляции. Но вот надолго ли такие “подарки”? Показав за прошлый год искусственную доходность на уровне 15%, не факт, что так будет и в следующем году, и через год. А когда клиент вместо привычных уже “плюс пятнадцати” получит реальные “плюс три”, он может и обратно в ВЭБ убежать. Вот налицо и дискредитация с таким трудом и скрипом продвигающейся пенсионной системы…

В этом смысле клиенты НПФ “Промагрофонд” могут быть спокойны - политика фонда в отношении предъявляемой доходности управления пенсионными активами абсолютно честная и не предусматривает никаких неприятных “сюрпризов” ни для более чем 45 тыс. участников его пенсионных программ, ни для почти 14,5 тыс. граждан, уже получающих негосударственную пенсию от фонда. Напомним, на протяжении всего периода участия фонда в обязательном пенсионном страховании историческая доходность управления пенсионными накоплениями всегда превышала показатели инфляции, обеспечивая не только сохранность, но и приумножение доверенных ему средств.

Источник: РосФинКом