15
Апр

“НПФ доплачивают клиентам из своего кармана”: интервью исполнительного директора НПФ “Промагрофонд” Геннадия Родина

Автор: admin | Рубрика: Аналитика / Интервью / Статьи

Расскажите о перспективах развития пенсионной системы в РФ. Насколько сегодня российская система негосударственного пенсионного обеспечения отличается от таковой в западных странах?

Медленно, со скрипом, но пенсионная реформа в России все же набирает обороты. Конечно, трудно в одночасье осознать, что времена функционирования чисто распределительного механизма назначения пенсий канули безвозвратно и отныне придется привыкать к мысли, что размер пенсионного обеспечения напрямую зависит от активности будущего пенсионера и государство обеспечит ему лишь определенный минимальный пенсионный взнос для “поддержания штанов”.

Реформа стартовала 1 января 2002 г., хотя за шесть прошедших лет число россиян, вовлеченных в ее орбиту, едва превысило 10% от общего количества трудящегося населения. Правда, динамика последнего времени дает поводы для оптимизма. За 2007 г. в Пенсионный фонд РФ (ПФР) поступило 1,622 млн. заявлений граждан о переводе накопительной части пенсии из государственных рук в НПФ - на 70% больше, чем их поступило за 2006 г.

С 1998 г. размер пенсионных резервов вырос более чем в 101 раз, однако по доле пенсионных активов в ВВП российские НПФ еще не имеют даже 2%, в то время как в большинстве развитых стран этот показатель близок к 50%. Как следствие, тот самый коэффициент замещения, характеризующий величину назначаемой пенсии в долях от реального заработка, на Западе составляет в среднем не менее 40%. А в Испании, Италии и Швеции он достигает более 90%. У нас же российский пенсионер после десятилетий безупречного труда на благо любимой Родины может рассчитывать, в лучшем случае, на 23%, а к 2020 г., по прогнозам, ввиду неблагоприятной демографической тенденции, реальная цифра коэффициента замещения вряд ли превысит 18-20 %.
Дефицит пенсионных средств возник в результате снижения ставки единого социального налога (ЕСН) в 2005 г. Правда, дефицит удалось несколько уменьшить, лишив людей, которым до пенсионного возраста осталось меньше десяти лет, права на накопительную пенсию и перекинув эти деньги в страховую часть для выплат пенсий сегодняшним пенсионерам, но проблемы это не решает. Если срочно не принять серьезных мер, к 2015 г., по данным Пенсионного фонда, прогнозируемые поступления ЕСН (714 млрд. руб.) смогут обеспечить лишь 60% выплат базовой части трудовой пенсии, а дефицит по страховой части составит 750 млрд. руб.

Есть ли альтернатива накопительной системе?

Нет, альтернативы накопительной системе нет. По данным Международной организации труда (МОТ), для эффективной работы распределительной системы необходимы трое работающих на одного пенсионера, а в России, по прогнозам, к 2024 г. это соотношение будет лишь 1:1. Нельзя сказать, что правительство ожидает этого сложа руки. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., представленной МЭРТ, совокупный объем пенсионных активов запланировано поднять с нынешних 2,5% ВВП до 18-20% к 2020 г.

Ждать официальных решений недолго - в апреле Госдума сразу во втором и третьем чтениях сформулирует вектор пенсионной модернизации. Выбор, собственно, планируется из двух вариантов: повышение размера ЕСН с одновременным снижением ставки НДС либо возврат к прямым страховым взносам с превращением Пенсионного фонда РФ в самостоятельную структуру. Причем, как дружно предрекают эксперты, первый путь лишь на некоторое время залатает дефицитную дыру в пенсионном балансе ПФР, но станет катастрофой для бизнеса. По второму варианту в перспективе просматривается согласованное плавное слияние базовой и страховой части ЕСН.
Но все это касается обязательных (по существу - бюджетных) платежей. Гораздо интереснее наблюдать, что предпринимает государство для формирования у граждан мотивации для скорейшего осознания того, что размер будущей пенсии во многом зависит от них самих. Речь идет о новациях в области добровольного пенсионного обеспечения. Здесь видны и стремление вовлечь в пенсионное накопление материнский капитал, и порывы стимулировать индивидуальное пенсионное аккумулирование налоговыми вычетами, и предоставление возможности софинансирования пенсионного массива солидарно с государством (уже до 12 тыс. руб. в год). При этом срок софинансирования также зафиксирован - десять лет.

Таким образом, за этот период, добровольно отчисляя в счет будущей пенсии не менее 12 тыс. руб. в год, гражданин сможет получить от государства еще 120 тыс. руб. Решить, вступать ли в программу софинансирования, граждане смогут в течение ближайших пяти лет.

Впрочем, более крупный “кусочек” государство предусматривает для работников, достигших пенсионного возраста, но продолжающих трудиться. Если гражданин по достижении пенсионного возраста откажется от обычной пенсии и проработает еще десять лет, делая добровольные отчисления, объем софинансирования от государства будет выше в четыре раза (то есть на 1 тыс. добровольных отчислений гражданина государство добавит своих 4 тыс.). Таким образом, гражданин сможет получить дополнительно 480 тыс. руб. Т.е. при средней ежемесячной пенсии в 3750 руб. десятилетний отказ - это потеря 450 тыс. руб. без учета возможного дохода от инвестирования “добавки”. Чистый выигрыш работающего пенсионера составит 30 тыс. руб. В общем-то негусто… Но это даст возможность хоть как-то сгладить все более активно муссируемые слухи о неизбежном директивном подъеме срока выхода на пенсию.
Готовит правительство и меры по повышению привлекательности участия в негосударственном пенсионном обеспечении. Первоочередной является задача повышения доходности управления пенсионными средствами и, соответственно, ослабления гаек, намертво закручивающих заветную дверь к доходным инструментам - перспективным ценным бумагам вне котировального списка А1, ограничивающего сегодня возможности инвестирования для НПФ. Для ПФР такой шаг уже сделан: его управляющей компании, ВЭБу, вот-вот разрешат размещать средства “молчунов” на депозитах в отдельных первоклассных банках. Рассчитывают, что это нивелирует всеобщее недовольство, а то ведь совсем заклевали государственную управляющую компанию за удручающе низкую доходность.

Какие тенденции сейчас наблюдаются на рынке негосударственного пенсионного обеспечения?

Еще в 2006 г. наметилась тенденция “выдыхания” кэптивных фондов-гигантов по темпам наращивания пенсионных накоплений. В прошлом году она усилилась. Это и неудивительно. Всех работников крупных корпораций, кого было можно привлечь по административному ресурсу, уже “забрили”. За новыми клиентами нужно идти “в народ”. Для гигантов это неинтересно, для мелких НПФ - недоступно: рыночная активность недешева. Наступает время “золотой середины” - бывших региональных кэптивных НПФ “второго эшелона” с хорошей репутацией и мощными стратегическими партнерами.

С какими УК вы сотрудничаете?

В настоящее время - только с УК “Агана”. Это, в некотором смысле, “против рынка” - большинство НПФ работают параллельно с несколькими управляющими компаниями (УК). Смысл ясен: диверсификация снижает риски. У нас тоже осознанная позиция: УК “Агана” - лидер по доходности управления пенсионными средствами. В 2007 г. доходность по сбалансированному портфелю составила 9,20% - первое место среди всех УК, по консервативному портфелю - 8,55% - третье место. Историческая доходность у “Аганы” также весьма достойная. Так что, как говорится, от добра добра не ищут… Но мы, конечно, держим глаза открытыми - постоянно осуществляем мониторинг качества управления своими пенсионными активами.

Как распределяются пенсионные резервы по активам?

Состав портфеля пенсионных резервов: 27% - государственные ценные бумаги (федеральные, субъектов РФ); 45% - корпоративные облигации; 3% - денежные средства; 26% - акции российских эмитентов.

Какова доходность НПФ “Промагрофонд” - за прошлый год и максимальная историческая?

Максимальный пик доходности - 18,8% по пенсионным накоплениям за 2006 г. За 2007 г. реальная доходность нашего фонда составила 10,0% по пенсионным резервам и 7,88% по пенсионным накоплениям. Подчеркиваем - показатель доходности реальный, полностью коррелирующий с “плохим” фондовым рынком в прошлом году, а не искусственно “надутый” в угоду сиюминутной конъюнктуре, а точнее - для введения в заблуждение основной массы “молчунов” и лиц, плохо осведомленных о печальных последствиях кратковременного “надувания щек”. Наши вкладчики, участники и застрахованные лица нам доверяют. А это главное.

Расскажите о планах развития “Промагрофонда”.

Для реализации достаточно амбициозных задач - в течение трех лет увеличить объемы пенсионных накоплений до 3,5 млрд. руб., пенсионных резервов - до 4,5 млрд. руб. и войти в первую десятку негосударственных пенсионных фондов России - НПФ “Промагрофонд” планирует не только продолжать экспрессное развитие своего присутствия в регионах, но и вывести на рынок при помощи своих стратегических партнеров принципиально новые кобрендинговые схемы, дающие возможность клиентам фонда воспользоваться различными преференциями при выборе банковских, инвестиционных или страховых продуктов.

Нужно подчеркнуть, что основной принцип деятельности НПФ “Промагрофонд” по отношению к пенсионным средствам своих клиентов: “сохранять - непременно, приумножать - осмотрительно”, теперь можно с полным основанием дополнить фразой: “предъявлять результаты - честно”. Поразительно, но многие НПФ, не добившись за 2007 г. сколько-нибудь существенных показателей доходности управления пенсионными средствами, вверенными ими управляющим компаниям, ничтоже сумняшеся взяли - и подняли итоговые цифры процентов доходности, никак не коррелирующие с официальными данными управляющих компаний из рейтинга ФСФР. Получается, что многие НПФ из своего кармана “доплатили” своим клиентам. Все вроде бы хорошо - суммы на счетах застрахованных лиц подрастут, причем очень аккуратно - чуть выше показателя инфляции. Для клиента все равно, откуда прирост: деньги не пахнут. Для НПФ тоже лыко в строку: можно повсюду трубить, что даже при слабом управлении активами доходность будет “плюсовой” по отношению к инфляции. Но вот надолго ли такие “подарки”? Показав за прошлый год искусственную доходность на уровне 15%, не факт, что так будет и в следующем году, и через год. А когда клиент вместо привычных уже “плюс пятнадцати” получит реальные “плюс три”, он может и обратно в ВЭБ убежать. Вот налицо и дискредитация с таким трудом и скрипом продвигающейся пенсионной системы…

В этом смысле клиенты НПФ “Промагрофонд” могут быть спокойны - политика фонда в отношении предъявляемой доходности управления пенсионными активами абсолютно честная и не предусматривает никаких неприятных “сюрпризов” ни для более чем 45 тыс. участников его пенсионных программ, ни для почти 14,5 тыс. граждан, уже получающих негосударственную пенсию от фонда. Напомним, на протяжении всего периода участия фонда в обязательном пенсионном страховании историческая доходность управления пенсионными накоплениями всегда превышала показатели инфляции, обеспечивая не только сохранность, но и приумножение доверенных ему средств.

Источник: РосФинКом