15
Окт

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 747

Автор: moder | Рубрика: Законодательство

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2008 г. N 747

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА БЮДЖЕТУ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА СОФИНАНСИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ
ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ, УПЛАТИВШИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ
ВЗНОСЫ НА НАКОПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ

В соответствии со статьей 14 Федерального закона “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений” Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.
2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2009 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 октября 2008 г. N 747

ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА БЮДЖЕТУ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА СОФИНАНСИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ
ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ, УПЛАТИВШИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ
ВЗНОСЫ НА НАКОПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ

1. Настоящие Правила в соответствии со статьей 14 Федерального закона “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений” определяют порядок перевода средств из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии (далее соответственно - застрахованные лица, межбюджетные трансферты, предоставление межбюджетных трансфертов), форму заявки о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, согласно приложению N 1 и правила ее составления согласно приложению N 2, а также форму отчета об использовании межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, согласно приложению N 3 и правила его составления согласно приложению N 4.
2. Пенсионный фонд Российской Федерации ежегодно, начиная с 2010 года, представляет в Министерство финансов Российской Федерации:
а) сведения об объеме дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченных застрахованными лицами самостоятельно либо перечисленных через работодателя в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (далее - сведения), по форме, установленной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным;
б) заявку о предоставлении межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии (далее - заявка), в срок не позднее 20 апреля года, следующего за отчетным, по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам;
в) отчет об использовании межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии (далее - отчет), по форме, предусмотренной приложением N 3 к настоящим Правилам.
3. Объем межбюджетных трансфертов, указанный в заявке, определяется Пенсионным фондом Российской Федерации как сумма взносов, вносимых Российской Федерацией в счет пенсионных накоплений застрахованных лиц, исчисленных в установленном порядке.
4. Министерство финансов Российской Федерации при получении от Пенсионного фонда Российской Федерации заявки обеспечивает в установленном порядке перечисление средств Фонда национального благосостояния со счета по учету средств Фонда национального благосостояния на единый счет федерального бюджета в размере, указанном в заявке.
5. Перечисление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется в установленном порядке в срок, не превышающий 10 дней со дня получения заявки.
6. Межбюджетные трансферты, не использованные на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц в текущем году, подлежат возврату Пенсионным фондом Российской Федерации в федеральный бюджет в установленном порядке не позднее 25 мая года, в котором они получены.
7. Ответственность за недостоверность сведений и данных, указанных в заявке и отчете, представляемых в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил, а также за несоблюдение установленных настоящими Правилами условий получения межбюджетных трансфертов несет Пенсионный фонд Российской Федерации.

Приложение N 1
к Правилам предоставления
межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета
бюджету Пенсионного фонда
Российской Федерации на
софинансирование формирования
пенсионных накоплений застрахованных
лиц, уплативших дополнительные
страховые взносы на накопительную
часть трудовой пенсии

ЗАЯВКА
о предоставлении межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда
Российской Федерации на софинансирование формирования
пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших
дополнительные страховые взносы на накопительную часть
трудовой пенсии

Приложение N 2
к Правилам предоставления
межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета
бюджету Пенсионного фонда
Российской Федерации на
софинансирование формирования
пенсионных накоплений застрахованных
лиц, уплативших дополнительные
страховые взносы на накопительную
часть трудовой пенсии

ПРАВИЛА
СОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВКИ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ
ТРАНСФЕРТОВ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТУ ПЕНСИОННОГО
ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОФИНАНСИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ, УПЛАТИВШИХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ НА НАКОПИТЕЛЬНУЮ
ЧАСТЬ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ (Ф. 0532301)

1. Настоящие Правила определяют порядок составления Пенсионным фондом Российской Федерации заявки о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии (далее соответственно - заявка, застрахованные лица), по форме, предусмотренной приложением N 1 к Правилам предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.
2. Заявка формируется один раз в год на основании данных предыдущего финансового года.
3. Сумма средств в заявке указывается в рублях с точностью до второго десятичного знака.
4. В наименовании заявки указывается год предоставления межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц.
5. После наименования заявки указывается дата ее составления.
6. В таблице указываются следующие сведения:
а) в графе 1 - количество застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и уплативших указанные взносы в сумме не менее 2000 рублей за истекший год;
б) в графе 2 - сумма дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченная застрахованными лицами самостоятельно либо перечисленная через работодателя в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отраженная в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
в) в графе 3 - сумма взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, исчисляемая в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.
7. Заявка подписывается руководителем и главным бухгалтером Пенсионного фонда Российской Федерации с указанием расшифровки подписей и даты подписания документа.
Подписи руководителя и главного бухгалтера Пенсионного фонда Российской Федерации скрепляются печатью Пенсионного фонда Российской Федерации с изображением герба Российской Федерации.

Приложение N 3
к Правилам предоставления
межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета
бюджету Пенсионного фонда
Российской Федерации на
софинансирование формирования
пенсионных накоплений застрахованных
лиц, уплативших дополнительные
страховые взносы на накопительную
часть трудовой пенсии

ОТЧЕТ
об использовании межбюджетных трансфертов, предоставленных
из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской
Федерации на софинансирование формирования пенсионных
накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные
страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии

Приложение N 4
к Правилам предоставления
межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета
бюджету Пенсионного фонда
Российской Федерации на
софинансирование формирования
пенсионных накоплений застрахованных
лиц, уплативших дополнительные
страховые взносы на накопительную
часть трудовой пенсии

ПРАВИЛА
СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА БЮДЖЕТУ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА СОФИНАНСИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ
ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ, УПЛАТИВШИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ
ВЗНОСЫ НА НАКОПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ТРУДОВОЙ
ПЕНСИИ (Ф. 0532401)

1. Настоящие Правила определяют порядок составления Пенсионным фондом Российской Федерации отчета об использовании межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии (далее соответственно - отчет, застрахованные лица), по форме, предусмотренной приложением N 3 к Правилам предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.
2. Отчет формируется по состоянию на 1 июля отчетного года и на 1 января года, следующего за отчетным, по данным бюджетного учета Пенсионного фонда Российской Федерации о поступлении и об использовании межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц.
3. Суммы средств в отчете указываются в рублях с точностью до второго десятичного знака.
4. В наименовании отчета указывается год поступления в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц.
5. После наименования отчета указываются:
дата, на которую составлен отчет;
код дохода по бюджетной классификации Российской Федерации, по которому в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации поступили межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета.
6. В таблице указываются следующие сведения:
а) в строке 010 - остаток неиспользованных средств межбюджетного трансферта на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на начало отчетного периода (года);
б) в строке 020 - сумма межбюджетного трансферта на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в отчетный период;
в) в строке 030 - общая сумма средств на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, перечисленных Пенсионным фондом Российской Федерации в отчетный период (сумма строк 031 и 032) соответственно:
управляющим компаниям (строка 031);
негосударственным пенсионным фондам (строка 032);
г) в строке 040 - сумма неиспользованных средств межбюджетных трансфертов на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, возвращенных в федеральный бюджет в соответствии с пунктом 6 Правил предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии;
д) в строке 050 - остаток неиспользованных средств межбюджетного трансферта на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на конец отчетного периода (года).

13
Окт

Пенсия для бедных

Автор: moder | Рубрика: Аналитика / Интервью / Статьи

Чтобы ликвидировать дефицит Пенсионного фонда, государство увеличит налоги на бизнес и заставит состоятельных граждан самостоятельно формировать будущую пенсию

Правительство России одобрило проект концепции долгосрочного развития России до 2020 года. Власти определились с одним из самых спорных пунктов — реформированием пенсионной индустрии. Дефицит средств для выплаты текущих пенсий решено ликвидировать за счет повышения налоговой нагрузки на бизнес. Первая реакция на выступление премьер-министра страны Владимира Путина, озвучившего эти планы, — шок. Однако если детально разобраться (правда, сделать это пока сложно, поскольку кроме заявлений премьера и главы Минсоц-развития Татьяны Голиковой, никаких документов нет), картина выглядит не такой ужасной.

Баланс дисбаланса

В разделе «Развитие пенсионной системы» концепции правительство признается: пенсионная система находится в состоянии жуткого дисбаланса. Средний размер трудовой пенсии по старости не превышает 1,25 прожиточного минимума пенсионера, к концу 2009 года он должен достичь 1,65, но средств для этого в бюджете не хватает: из-за спада рождаемости в 80−х годах количества работающего населения недостаточно для обеспечения нынешних пенсионеров. Весьма проблематичны и пенсионные перспективы будущих поколений. «Установленные налоговые отчисления на пенсионные цели в размере 20% выплат работнику, не превышающих 280 тыс. рублей в год (с последующей существенной регрессией ставки отчислений), не способны обеспечить индивидуальный коэффициент замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости свыше 32% за 30 лет участия в пенсионной системе», — подчеркивает концепция.

Всю осень два профильных ведомства — министерство финансов и министерство социального развития и здравоохранения — спорили о том, как этот дисбаланс ликвидировать. Сейчас действует следующая схема распределения единого социального налога (ЕСН): часть его, в совокупности 6%, идет в фонд обязательного медицинского страхования и социального развития, еще 6% — на формирование базовой части будущей пенсии работника, которая перечислятся в федеральный бюджет, остальные 14% — на финансирование страховой части пенсии. За граждан до 1996 года рождения работодатель все 14% перечисляет в Пенсионный фонд России: деньги временно используются для выплаты текущих пенсий нынешним пенсионерам. За работников после 1997 года рождения в ПФР от предприятия идет только 8%, остальные 6% перечисляются на индивидуальные накопительные счета, средства с которых инвестируются в различные финансовые инструменты и постепенно прирастают к моменту выхода на пенсию. Работник имеет право выбрать управляющего этими счетами — государственную или частную управляющую компанию, негосударственный пенсионный фонд. Эти средства, пока человек трудится, работают на экономику.

В 2002 году, когда началась реализация этой модели, ставка ЕСН составляла 35,6%. В 2005 году власти решили снизить ее до 26% с одновременным введением регрессивной шкалы: с годовой зарплаты сотрудника до 280 тыс. рублей работодатель отчисляет 26%, от 280 до 600 тыс. рублей — 10%, свыше 600 тыс. рублей — 2%. Тогда власти рассчитывали, что снижение ЕСН позволит вывести доходы граждан «из тени». Это расширит налогооблагаемую базу и дефицит Пенсионного фонда будет ликвидирован. Не произошло: бизнес посчитал, что снижения на 9% недостаточно для полного «обеления» зарплат. Проблема дефицита средств у ПФР не разрешилась. В итоге летом этого года появились два альтернативных плана спасения системы от приближающегося кризиса.

Полупенсион

Минсоцразвития предложило базовую часть пенсии перевести в страховую, тем самым трансформировать ЕСН в пенсионный взнос. При этом министерство настаивало на повышении его ставки с 26 до 34%. Регрессивную шкалу Татьяна Голикова предлагала отменить, но при этом установить максимальный уровень годовой заработной платы, с которой будет взиматься ЕСН: 135% от средней зарплаты в стране.

Министерство финансов не согласилось с такой схемой, его глава Алексей Кудрин разработал свой план. По его мнению, сразу повышать ставку ЕСН нецелесообразно. Для начала надо все-таки заставить работать на собственное будущее молодое поколение, которое пока игнорирует призывы государства. Для этого Кудрин предлагает с 2010 года ввести специальный страховой пенсионный взнос в размере 3% для тех, кто родился после 1967 года, который должен зачисляться на накопительный счет. Текущий дефицит ПФР можно, по его мнению, ликвидировать за счет переведения части (предположительно в размере 4% от ВВП) Резервного фонда в Фонд национального благосостояния.

А вот уже с 2013 года можно и увеличивать ЕСН до 32%, правда, только в тех отраслях, где работники досрочно выходят на пенсию. Параллельно Минфин ратовал за ежегодное увеличение пенсионного порога. Сегодня на пенсию, как известно, мужчины выходят в 60 лет, женщины в 55. К 2015 году, по Кудрину, на пенсию должны все уходить в 62,5 года. И только в 2020 году общая ставка ЕСН может быть повышена с 26 до 29%.

Большинство экспертов было уверено, что Кудрину в очередной раз удастся провести свою модель. Однако после бурных и продолжительных дискуссий за основу была все-таки взята схема реформирования пенсионной индустрии, предложенная Минсоцразвития. В целом ставка ЕСН повысилась на 8%, из них 2% отдано дополнительно фонду обязательного медицинского страхования, остальные пошли на увеличение страхового взноса, в состав которого теперь входит и базовая часть пенсии, по сути увеличившаяся в два раза. Вся эта сумма, то есть бывшая базовая и страховая части, будет поступать в ПФР и пойдет на финансирование текущих пенсионных обязательств (за исключением 6%, которые по-прежнему будут перечислять на накопительные счета граждан младше 1967 года рождения). При этом, как и предлагало Минсоцразвития, взносы по ставке 26% взимаются только с суммы годового заработка, не превышающего 135% от средней зарплаты по стране. Специалисты уже подсчитали, что на данный момент это 415 тыс. рублей в год или 34,6 тыс. рублей в месяц. Остающаяся на руках у человека ежемесячная сумма после уплаты НДФЛ составит 18 тыс. рублей. Иными словами, граждане с таким доходом и могут рассчитывать на максимальную добавку с накопительного счета при выходе на пенсию.

Получается, какая бы ни была зарплата, 26% будут взиматься только с суммы 34,6 тыс. рублей. Такая система будет выгодна для отраслей, имеющих традиционно высокий уровень зарплаты — нефтегазовой, металлургии, финансовой. Они получат экономию на ЕСН. Не очень комфортно придется малому бизнесу, который пользуется при уплате ЕСН (это сельхозпроизводители и предприятия инновационной сферы) льготами: они будут отменены. Правда, государство обещает найти механизм компенсации этих потерь, но это лишь планы. Работники предприятий, получающие высокую заработную плату, потеряют, правда, в будущем. Сейчас они чем больше зарабатывают, тем больше откладывают на накопительный счет, с 2010 года сколько бы они ни получали, эти счета будут пополняться налогом только с суммы 34,6 тыс. рублей. Накопительный счет перестанет быть фактором, стимулирующим рост белых зарплат.

По сути, государство гарантирует в будущем достойную пенсию лишь для среднеобеспеченных граждан, подталкивая состоятельную часть общества самостоятельно заботиться о старости, к примеру часть необлагаемой ЕСН зарплаты перечислять в негосударственный пенсионный фонд. Тем более что инструмент для этого есть: 1 октября вступил в силу закон, по которому государство будет добавлять на каждую тысячу добровольно перечисленных рублей на накопительный счет гражданина свою тысячу. По логике, это должно подстегнуть рынок негосударственного пенсионного обеспечения: у НПФ появляется новый тип потенциального клиента, за которого можно бороться. Правда, пока представители пенсионной индустрии в это не очень-то верят. Многолетний опыт работы убедил их в инертности большинства граждан и работодателей к вопросам формирования будущих пенсий.

Источник: Эксперт

6
Окт

Спасение пенсий ценой бизнеса

Автор: moder | Рубрика: Аналитика / Интервью / Статьи

До чего ж хороши были обещания чиновников! Сулили создать цивилизованные, прозрачные условия для развития отечественного бизнеса, и НДС, если не отменить, то снизить, и очередные льготы для малого и среднего бизнеса.

Но в итоге, законодатели преподнесли предпринимателям неприятный сюрприз: ЕСН с 1 января 2010 года будет заменён на “страховые взносы”, и налоговая нагрузка автоматически вырастет с нынешних 26% до 34% от общего фонда заработной платы. Если совсем недавно недостаток средств планировали покрывать с помощью резервных фондов, то скоро это будет происходить ещё и за счёт бизнеса. Получается, неудачу пенсионной реформы государство решило переложить на плечи бизнеса.

Плюсы и минусы

В правительстве поясняют, что изменения в формировании Пенсионного фонда были неизбежны. “Если бы мы не приняли эти решения, то к 2050 году пенсионная система на 86% финансировалась бы из федерального бюджета”, - заявила руководитель Минздравсоцразвития Татьяна Голикова. Логика Кремля понятна: принятые нововведения помогут людям со скромным достатком. “Мы специально пошли на это, для того чтобы люди с небольшими и средними доходами не оплачивали будущие пенсии тех, кто получает большой заработок”, - пояснил Владимир Путин.

Однако деловые круги без энтузиазма отнеслись к решению правительства и уже подсчитали убытки от нововведения. Так, увеличение нагрузки для пополнения пенсионного фонда обойдётся для компаний от 400 млрд до 1 трлн руб. Предвидя такую реакцию, правительство решило добавить ложку мёда в бочку дёгтя и пообещало компенсировать эту разницу снижением других налогов. Впрочем, какие именно это будут налоги и насколько их понизят, пока не уточняется.

Эксперты предполагают, что можно было найти “альтернативы простому увеличению налогов”. Российский Союз промышленников и предпринимателей предлагает вместо увеличения отчислений передать в управление Пенсионного фонда активы госкорпораций. В качестве меры компенсации предприниматели готовы обсуждать снижение НДС, который убивает бизнес - прокомментировал в интервью Business FM предприниматель Шалва Чигиринский: “Я думаю, что НДС нужно снижать тоже постепенно до 16-15-14 %. Останавливаться в какое-то время на 12% , потому что фактически НДС сейчас убивает бизнес. Инвестиции в реальный сектор отягощены сейчас НДС. Мало того, что процентные ставки высокие + НДС - ничего не выгодно делать”, сообщает ПРАЙМ ТАСС.

Кто выиграет, а кто проиграет?

Последние новации правительства позитивно скажутся на бюджетниках. Доходная часть их бюджета увеличится и, как следствие, повысятся зарплаты. Не отразятся новшества на малых предприятиях, работающих в высокотехнологичных сферах, и сельхозпроизводителях: увеличение страховых взносов государство компенсирует деньгами из федерального бюджета. Остальным малым предприятиям придётся несладко. Фонд заработной платы, налог на которую повышается, у таких предприятий составляет половину, а иногда и большую часть графы “расходы”. Аналогичная ситуация складывается и со средним бизнесом. А для крупных компаний это не столь критично, их фонд заработной платы составляет лишь 12-15%. Если к этому добавить возможное снижение других налогов, то такая политика приведёт к монополизации рынка, что сделает всю экономику страны весьма уязвимой. Более того, рост соцвыплат приведёт к повышению зарплат, затем к очередному росту цен, а потом и к новому витку инфляции, считает профессор экономических наук Владимир Чернов.

Зарплаты уходят в тень

4 года назад ставка соцналогов и перечислений в пенсионный фонд была на планке 38%. Её снизили до 26% для того, чтобы предприятия начали выводить зарплаты “из тени”. Эксперты опасаются, что замена ЕСН на страховые взносы, может вновь загнать зарплаты в тень. “Если же указание премьера будет реализовано, предпринимателям останется два варианта – либо уйти в тень и платить зарплату в конвертах, либо вообще продать бизнес… Тогда останутся одни госкорпорации, и мы вернёмся к экономике советского времени”, – говорит Валерий Покорняк, владелец агропромышленной компании “Алтан”. Такого же мнения придерживается научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин: “Может случиться возврат к прошлому – реальные доходы россиян, с которых станут начисляться пенсии, скорее всего, опять будут вытеснены в тень”.

Но есть и другие мнения: ведущий экономист группы “Ренессанс Капитал” Елена Шарипова сомневается, что предприятия будут уводить зарплаты в “тень” из-за роста налоговой нагрузки. “Особого выхода из “тени” не было при снижении ЕСН, думаю, что сейчас не произойдёт и ухода. Кто платил, тот и будет платить”, - считает она.

В подтверждение этих слов, интересно привести результаты соцопросов. На 30 марта 2008 года 44% россиян, сказали, что получают зарплату официально. Получают зарплату неофициально – полностью или частично 22% от всех работающих граждан. Аналогичные показатели за 2005 год составили 40% и 17%, а за 2001 год – 41% и 15%. Получается изменение ставки ЕСН практически не повлияло на зарплаты в “конвертах”.

В России так уж получилось, что каждый новый президент меняет пенсионную систему, поэтому действия правительства были предсказуемы и, наверно, необходимы. Вырастут ли пенсии, выдержит ли бизнес, не подскочит ли инфляция – покажет будущее. Но уже сейчас возникает вопрос: зачем государство забирает деньги у бизнеса, отдаёт в Пенсионный фонд, а затем выплачивает компенсации предпринимателям из своего же кармана?

Источник: Ореанда-Новости

1
Окт

Владимир Путин выбирает между пенсией и инвестдоходом

Автор: admin | Рубрика: Новости

В Белом доме вчера вечером прошло последнее совещание у премьер-министра Владимира Путина — под флагом дискуссии о судьбе пенсионной реформы ключевые министры, в том числе вице-премьер Алексей Кудрин и министр экономики Эльвира Набиуллина, обсуждали судьбу плана-2020. Решение по ключевому вопросу экономполитики на несколько лет вперед будет объявлено лишь сегодня на заседании правительства.

Совещание по проблемам развития пенсионной системы премьер-министр Владимир Путин собрал вчера после обеда. Участвовали в совещании первый вице-премьер Игорь Шувалов, вице-премьер Александр Жуков, вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин, руководитель аппарата правительства Сергей Собянин, главы Минэкономики Эльвира Набиуллина и Минздрава Татьяна Голикова. Совещание прошло за закрытыми дверями и не объявлялось заранее. Официально в Белом доме заявили, что его результаты будут объявлены сегодня. Судя по всему, оно осталось бы вообще незамеченным, если бы не оговорка Владимира Путина. Во время плановой встречи с председателем Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаилом Шмаковым он заявил, что сегодня на некоем совещании с министрами намерен обсуждать меры “придания стабильности пенсионной системе на длительную перспективу”. Как сообщил сам Михаил Шмаков, он в приемной Владимира Путина столкнулся “с группой министров, которые готовились к совещанию по пенсионной реформе” — консультации в приемной премьера они определили как “легкий разговор в кулуарах”.

Впрочем, вряд ли вчерашнее совещание было легким разговором. Оно должно было стать последним накануне сегодняшнего заседания правительства России обсуждением ключевого вопроса экономической политики — концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ (КДР) до 2020 года. В свою очередь, “пенсионный вопрос” является единственным всерьез определяющим ситуацию вопросом для будущей КДР, по которому не могут договориться вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин и министр экономики Эльвира Набиуллина. Формально КДР должна была быть принята 29 сентября, но заседание президиума правительства по этому вопросу было отменено, а Владимир Путин дал на доработку плана-2020 48 часов с тем, чтобы принять его 1 октября на заседании правительства.

От решения вопроса стратегии пенсионной реформы, а точнее, от того, кто за нее заплатит, зависит и содержание КДР. В плане-2020 Эльвиры Набиуллиной предполагается рост пенсий в два с половиной раза от прожиточного минимума, но при этом в документе старательно обходятся изменения ЕСН — базового налога, из которого сейчас финансируется пенсионная система. В свою очередь, КДР в версии госпожи Набиуллиной предлагает потратить средства фонда национального благосостояния (около $100 млрд к концу 2008 года) на цели строительства инновационной экономики. Использование средств фонда позволит правительству снизить НДС. Минфин, в свою очередь, предлагает использовать средства фонда национального благосостояния в пенсионной системе, увеличивать ЕСН меньшими темпами и несколько позже. В финансовом ведомстве также предлагают с 2010 года заменить ЕСН страховыми взносами, уплачиваемыми работодателями, в фонды, одновременно проиндексировав шкалу ЕСН с учетом роста зарплат. При этом Минфин расходится с Минздравсоцразвития и Минэкономики по срокам увеличения пенсионного обеспечения. По плану Минздравсоцразвития, пенсия в ближайшие 15 лет должна достигнуть 2,5 прожиточного минимума. Минфин предлагает к 2023 году рост в 3,75 прожиточного минимума. При этом возможность снижения НДС Минфином категорически отвергается.

Компромисс между двумя отдельными стратегиями вряд ли возможен. Накануне совещания у Владимира Путина правительство решило несколько облегчить спор, “выведя” вопрос о будущих ставках ЕСН (этот вопрос крайне чувствителен для работодателей, РСПП во многом поддерживает позиции Минэкономики из-за меньшего риска роста этого налога) из обсуждения: принято политическое решение обсудить судьбу ЕСН лишь после того, как будет принято решение по КДР. Но для вчерашнего совещания у Владимира Путина это не уменьшило, но увеличило остроту полемики — как это уже произошло с сентябрьским решением президента Дмитрия Медведева отложить обсуждение вопроса о снижении НДС до 2009 года, то есть на срок, заведомо более поздний, чем вопрос о КДР.

В этом свете неудивительно, что правительство не решилось сделать дискуссию публичной: при всем техническом характере вопросов об НДС, ЕСН и ФНБ речь идет о ключевом социальном вопросе экономической политики. Дело в том, что только в варианте бюджетной стратегии Минфина гарантирован самый амбициозный социальный проект Минфина и Минздравсоцразвития — так называемая валоризация пенсий 1991-2005 годов. Напомним, в августе Минздравсоцразвития обнародовало свои разработки по пенсионной реформе, в числе которых было предложено провести с 2010 года переоценку пенсионных прав, полученных гражданами до 2002 года, которую ведомства и называют валоризацией. По сути, речь идет о программе существенного повышения пенсий, в том числе “советских”, права на которые получены гражданами во времена СССР. Господин Кудрин в сентябре категорически утверждал, что накопительная пенсионная система заработает лишь после 2023 года и до этого срока требуется решение пенсионных проблем государством — в данном случае за счет ФНБ.

В случае принятия КДР в версии госпожи Набиуллиной такая “валоризация” будет возможна лишь за счет резкого роста социальных налогов и взносов — и с работодателей, и с работников. Напротив, представители Минэкономики считают, что проблема пенсионной системы является для Минфина лишь аргументом для отказа от стимулирования экономического роста госинвестициями — это ключевая идея КДР наряду со снижением налогов. Упрощенно, основная тема совещания у Владимира Путина — выбор между интересами пенсионеров и промышленности на долгосрочный период, который вряд ли можно будет переиграть. По состоянию на 21.00 участники заседания закончили обсуждение, но пресс-служба Белого дома лишь констатировала, что его итоги будут объявлены лишь сегодня.

Источник: Коммерсант