13
Окт

Пенсия для бедных

Автор: moder | Рубрика: Аналитика / Интервью / Статьи

Чтобы ликвидировать дефицит Пенсионного фонда, государство увеличит налоги на бизнес и заставит состоятельных граждан самостоятельно формировать будущую пенсию

Правительство России одобрило проект концепции долгосрочного развития России до 2020 года. Власти определились с одним из самых спорных пунктов — реформированием пенсионной индустрии. Дефицит средств для выплаты текущих пенсий решено ликвидировать за счет повышения налоговой нагрузки на бизнес. Первая реакция на выступление премьер-министра страны Владимира Путина, озвучившего эти планы, — шок. Однако если детально разобраться (правда, сделать это пока сложно, поскольку кроме заявлений премьера и главы Минсоц-развития Татьяны Голиковой, никаких документов нет), картина выглядит не такой ужасной.

Баланс дисбаланса

В разделе «Развитие пенсионной системы» концепции правительство признается: пенсионная система находится в состоянии жуткого дисбаланса. Средний размер трудовой пенсии по старости не превышает 1,25 прожиточного минимума пенсионера, к концу 2009 года он должен достичь 1,65, но средств для этого в бюджете не хватает: из-за спада рождаемости в 80−х годах количества работающего населения недостаточно для обеспечения нынешних пенсионеров. Весьма проблематичны и пенсионные перспективы будущих поколений. «Установленные налоговые отчисления на пенсионные цели в размере 20% выплат работнику, не превышающих 280 тыс. рублей в год (с последующей существенной регрессией ставки отчислений), не способны обеспечить индивидуальный коэффициент замещения утраченного заработка трудовой пенсией по старости свыше 32% за 30 лет участия в пенсионной системе», — подчеркивает концепция.

Всю осень два профильных ведомства — министерство финансов и министерство социального развития и здравоохранения — спорили о том, как этот дисбаланс ликвидировать. Сейчас действует следующая схема распределения единого социального налога (ЕСН): часть его, в совокупности 6%, идет в фонд обязательного медицинского страхования и социального развития, еще 6% — на формирование базовой части будущей пенсии работника, которая перечислятся в федеральный бюджет, остальные 14% — на финансирование страховой части пенсии. За граждан до 1996 года рождения работодатель все 14% перечисляет в Пенсионный фонд России: деньги временно используются для выплаты текущих пенсий нынешним пенсионерам. За работников после 1997 года рождения в ПФР от предприятия идет только 8%, остальные 6% перечисляются на индивидуальные накопительные счета, средства с которых инвестируются в различные финансовые инструменты и постепенно прирастают к моменту выхода на пенсию. Работник имеет право выбрать управляющего этими счетами — государственную или частную управляющую компанию, негосударственный пенсионный фонд. Эти средства, пока человек трудится, работают на экономику.

В 2002 году, когда началась реализация этой модели, ставка ЕСН составляла 35,6%. В 2005 году власти решили снизить ее до 26% с одновременным введением регрессивной шкалы: с годовой зарплаты сотрудника до 280 тыс. рублей работодатель отчисляет 26%, от 280 до 600 тыс. рублей — 10%, свыше 600 тыс. рублей — 2%. Тогда власти рассчитывали, что снижение ЕСН позволит вывести доходы граждан «из тени». Это расширит налогооблагаемую базу и дефицит Пенсионного фонда будет ликвидирован. Не произошло: бизнес посчитал, что снижения на 9% недостаточно для полного «обеления» зарплат. Проблема дефицита средств у ПФР не разрешилась. В итоге летом этого года появились два альтернативных плана спасения системы от приближающегося кризиса.

Полупенсион

Минсоцразвития предложило базовую часть пенсии перевести в страховую, тем самым трансформировать ЕСН в пенсионный взнос. При этом министерство настаивало на повышении его ставки с 26 до 34%. Регрессивную шкалу Татьяна Голикова предлагала отменить, но при этом установить максимальный уровень годовой заработной платы, с которой будет взиматься ЕСН: 135% от средней зарплаты в стране.

Министерство финансов не согласилось с такой схемой, его глава Алексей Кудрин разработал свой план. По его мнению, сразу повышать ставку ЕСН нецелесообразно. Для начала надо все-таки заставить работать на собственное будущее молодое поколение, которое пока игнорирует призывы государства. Для этого Кудрин предлагает с 2010 года ввести специальный страховой пенсионный взнос в размере 3% для тех, кто родился после 1967 года, который должен зачисляться на накопительный счет. Текущий дефицит ПФР можно, по его мнению, ликвидировать за счет переведения части (предположительно в размере 4% от ВВП) Резервного фонда в Фонд национального благосостояния.

А вот уже с 2013 года можно и увеличивать ЕСН до 32%, правда, только в тех отраслях, где работники досрочно выходят на пенсию. Параллельно Минфин ратовал за ежегодное увеличение пенсионного порога. Сегодня на пенсию, как известно, мужчины выходят в 60 лет, женщины в 55. К 2015 году, по Кудрину, на пенсию должны все уходить в 62,5 года. И только в 2020 году общая ставка ЕСН может быть повышена с 26 до 29%.

Большинство экспертов было уверено, что Кудрину в очередной раз удастся провести свою модель. Однако после бурных и продолжительных дискуссий за основу была все-таки взята схема реформирования пенсионной индустрии, предложенная Минсоцразвития. В целом ставка ЕСН повысилась на 8%, из них 2% отдано дополнительно фонду обязательного медицинского страхования, остальные пошли на увеличение страхового взноса, в состав которого теперь входит и базовая часть пенсии, по сути увеличившаяся в два раза. Вся эта сумма, то есть бывшая базовая и страховая части, будет поступать в ПФР и пойдет на финансирование текущих пенсионных обязательств (за исключением 6%, которые по-прежнему будут перечислять на накопительные счета граждан младше 1967 года рождения). При этом, как и предлагало Минсоцразвития, взносы по ставке 26% взимаются только с суммы годового заработка, не превышающего 135% от средней зарплаты по стране. Специалисты уже подсчитали, что на данный момент это 415 тыс. рублей в год или 34,6 тыс. рублей в месяц. Остающаяся на руках у человека ежемесячная сумма после уплаты НДФЛ составит 18 тыс. рублей. Иными словами, граждане с таким доходом и могут рассчитывать на максимальную добавку с накопительного счета при выходе на пенсию.

Получается, какая бы ни была зарплата, 26% будут взиматься только с суммы 34,6 тыс. рублей. Такая система будет выгодна для отраслей, имеющих традиционно высокий уровень зарплаты — нефтегазовой, металлургии, финансовой. Они получат экономию на ЕСН. Не очень комфортно придется малому бизнесу, который пользуется при уплате ЕСН (это сельхозпроизводители и предприятия инновационной сферы) льготами: они будут отменены. Правда, государство обещает найти механизм компенсации этих потерь, но это лишь планы. Работники предприятий, получающие высокую заработную плату, потеряют, правда, в будущем. Сейчас они чем больше зарабатывают, тем больше откладывают на накопительный счет, с 2010 года сколько бы они ни получали, эти счета будут пополняться налогом только с суммы 34,6 тыс. рублей. Накопительный счет перестанет быть фактором, стимулирующим рост белых зарплат.

По сути, государство гарантирует в будущем достойную пенсию лишь для среднеобеспеченных граждан, подталкивая состоятельную часть общества самостоятельно заботиться о старости, к примеру часть необлагаемой ЕСН зарплаты перечислять в негосударственный пенсионный фонд. Тем более что инструмент для этого есть: 1 октября вступил в силу закон, по которому государство будет добавлять на каждую тысячу добровольно перечисленных рублей на накопительный счет гражданина свою тысячу. По логике, это должно подстегнуть рынок негосударственного пенсионного обеспечения: у НПФ появляется новый тип потенциального клиента, за которого можно бороться. Правда, пока представители пенсионной индустрии в это не очень-то верят. Многолетний опыт работы убедил их в инертности большинства граждан и работодателей к вопросам формирования будущих пенсий.

Источник: Эксперт