28
Ноя

О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

Автор: moder | Рубрика: Законодательство

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 25 ноября 2008 г. № 214-ФЗ

О БЮДЖЕТЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2009 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ

Принят
Государственной Думой
31 октября 2008 года

Одобрен
Советом Федерации
12 ноября 2008 года

Статья 1. Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

1. Утвердить основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) на 2009 год:
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 3 217 490 760,8 тыс. рублей, из них 2 858 117 968,4 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 1 679 083 877,4 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 2 753 027,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 2 911 102 164,7 тыс. рублей, из них 2 870 071 602,6 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 73 929,2 тыс. рублей;
3) предельный объем профицита бюджета Фонда в сумме 306 388 596,1 тыс. рублей и предельный объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 11 953 634,2 тыс. рублей.
2. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2010 и 2011 годов:
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2010 год в сумме 4 102 247 245,0 тыс. рублей, из них 3 646 534 298,9 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 298 735 010,1 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 3 510 867,0 тыс. рублей, и на 2011 год в сумме 4 757 464 487,6 тыс. рублей, из них 4 184 663 573,0 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 660 675 675,9 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 3 940 155,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2010 год в сумме 3 721 390 157,0 тыс. рублей, из них 3 657 807 222,5 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 81 872,6 тыс. рублей, и на 2011 год в сумме 4 268 249 506,6 тыс. рублей, из них 4 174 787 072,2 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 87 439,9 тыс. рублей;
3) предельный объем профицита бюджета Фонда на 2010 год в сумме 380 857 088,0 тыс. рублей и предельный объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 11 272 923,6 тыс. рублей и предельный объем профицита бюджета Фонда на 2011 год в сумме 489 214 981,0 тыс. рублей, из них предельный объем профицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 9 876 500,8 тыс. рублей.
3. Установить, что в 2009 году источником финансирования дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, является изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета Фонда в течение 2008 года по состоянию на 1 января 2009 года в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
4. Установить, что в 2010 году источником финансирования дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, является изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета Фонда в течение 2009 года по состоянию на 1 января 2010 года в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

Статья 2. Главные администраторы доходов бюджета Фонда и главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета Фонда

1. Утвердить перечень главных администраторов доходов бюджета Фонда согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.
2. Утвердить перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

Статья 3. Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда

Утвердить источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.

Статья 4. Бюджетные ассигнования бюджета Фонда на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

1. Утвердить распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону.
2. Утвердить общий объем бюджетных ассигнований, направляемых Фондом на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2009 год в сумме 2 803 406 328,2 тыс. рублей, на 2010 год в сумме 3 590 182 639,6 тыс. рублей и на 2011 год в сумме 4 103 016 474,3 тыс. рублей.

Статья 5. Межбюджетные трансферты бюджету Фонда и из бюджета Фонда другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

1. Утвердить распределение бюджетных ассигнований, предоставляемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов согласно приложению 5 к настоящему Федеральному закону.
2. Утвердить распределение межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону.
3. Установить, что объем бюджетных ассигнований, предоставляемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 2009 год, предусмотренных приложением 5 к настоящему Федеральному закону на осуществление ежемесячных денежных выплат ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, подлежит уменьшению на объем средств, предназначенных на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, включая проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами питания для детей-инвалидов, проезд на транспорте пригородного сообщения, определяемый в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи” исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, с соответствующим внесением изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.
4. Установить, что объем бюджетных ассигнований, предоставляемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 2009 год, предусмотренных приложением 5 к настоящему Федеральному закону, подлежит уменьшению на объем средств, предназначенных на ежемесячную денежную выплату гражданам, проходящим военную и правоохранительную службу в Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, имеющим право на ежемесячную денежную выплату, а также на ежемесячную денежную выплату гражданам, проходившим военную службу в Федеральной службе безопасности Российской Федерации, имеющим право на ежемесячную денежную выплату, с соответствующим внесением изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.
5. Установить, что в 2009 году и в плановый период 2010 и 2011 годов финансовое обеспечение расходов на реализацию пункта 4 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15 января 1993 года № 4302-1 “О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы” осуществляется в пределах межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону на меры социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.
6. Учтенные в объеме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2009 году прочие безвозмездные поступления в Фонд от федерального бюджета в сумме 4 543 349,9 тыс. рублей направляются на возмещение расходов по уплате налога на прибыль организаций, начисленного в отношении прибыли, полученной в результате временного размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и от размещения временно свободных средств бюджета Фонда, иных налогов и штрафов в соответствии с пунктом 1 статьи 122 и со статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
7. Разрешить Фонду в 2009 году и в плановый период 2010 и 2011 годов осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 4 к настоящему Федеральному закону по подразделу “Иные межбюджетные трансферты” раздела “Межбюджетные трансферты” классификации расходов бюджета, предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, в 2009 году в размере до 1 200 000,0 тыс. рублей, в 2010 году в размере до 1 500 000,0 тыс. рублей, в 2011 году в размере до 1 500 000,0 тыс. рублей.
8. Установить, что финансовое обеспечение указанных в части 7 настоящей статьи мероприятий осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, за счет поступления сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, образовавшихся на 1 января 2001 года, сумм пеней и иных финансовых санкций по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, а также денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства Российской Федерации (в части бюджета Фонда).

Статья 6. Особенности использования бюджетных ассигнований по обеспечению деятельности Фонда

1. Установить, что в целях реализации Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” и Федерального закона от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений” в 2009 году и в плановый период 2010 и 2011 годов:
1) в расходы, связанные с ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, включаются затраты на обработку заявлений застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), переходе из Фонда в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, и переходе из негосударственного пенсионного фонда в Фонд;
2) в расходы, связанные с ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, включаются затраты на обработку заявлений застрахованных лиц о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и затраты на обработку копий платежных документов, подтверждающих уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
3) стоимость обработки одного заявления застрахованного лица и одной копии платежного документа составляет по 4 рубля без учета налога на добавленную стоимость.
2. Суммы средств, поступившие в бюджет Фонда на выплату страховой части трудовой пенсии, на которые страхователями по состоянию на 1 января 2009 года не представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета для отражения в общей части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, направляются Фондом на финансовое обеспечение выплаты страховой части трудовой пенсии.
3. Установить, что в составе остатка средств пенсионных накоплений, не переданных в доверительное управление управляющим компаниям, по состоянию на 1 января 2009 года учитываются страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, поступившие в бюджет Фонда и не учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в связи с непредставлением страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
4. Фонд в устанавливаемом им порядке вправе в 2009 году и в плановом периоде 2010 и 2011 годов в пределах ассигнований, предусмотренных приложением 4 к настоящему Федеральному закону по целевой статье “Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов” подраздела “Пенсионное обеспечение” раздела “Социальная политика” классификации расходов бюджета, осуществлять:
1) финансовое обеспечение оплаты услуг организациям по приему и составлению электронных заявлений граждан об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги), исходя из стоимости обработки одного заявления в размере 4 рублей без учета налога на добавленную стоимость;
2) направление средств на оказание медицинских услуг работникам Фонда и его территориальных органов;
3) направление средств в сумме до 100 млн. рублей ежегодно на предоставление работникам Фонда и его территориальных органов единовременной субсидии на приобретение жилой площади.

Статья 7. Особенности использования бюджетных ассигнований бюджета Фонда в сфере социальной политики

1. Фонд вправе осуществлять:
1) финансовое обеспечение выплаты пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и других социальных выплат, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Фонда, за праздничные и выходные дни января 2010 года в декабре 2009 года в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;
2) возмещение произведенных в 2009 году и в плановый период 2010 и 2011 годов за счет средств бюджета Фонда затрат, связанных с выплатой страховой части трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, включая расходы на доставку, в соответствии с Федеральным законом от 21 марта 2005 года № 18-ФЗ “О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий отдельным категориям граждан”, за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
3) финансовое обеспечение принимаемых в 2009 году и в плановый период 2010 и 2011 годов обязательств в целях реализации Федерального закона от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения”, а также расходов Фонда на социальные пособия на погребение и оказание услуг, связанных с увеличением размера указанных пособий, включая расходы на доставку пенсий и пособий, за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
4) финансовое обеспечение доставки пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и других социальных выплат в пределах 1,35 процента доставленных сумм без учета налога на добавленную стоимость;
5) финансовое обеспечение выплаты по исковым требованиям граждан на основании вступивших в законную силу решений судов за счет источников, из которых обеспечиваются соответствующая пенсия (часть пенсии), ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан, другие социальные выплаты и компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции Фонда.
2. Фонд вправе на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов устанавливать размер норматива оборотных денежных средств дифференцированно, учитывая необходимость досрочного осуществления финансового обеспечения выплаты пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и других социальных выплат в отдельные месяцы финансового года, но не менее 25 процентов объема расходов на указанные выплаты в предстоящем месяце.

Статья 8. Особенности исполнения бюджета Фонда в 2009 году

1. Остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2009 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного использования в 2008 году межбюджетных трансфертов на выплаты пенсий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и другие социальные выплаты, а также на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, направляются Фондом в 2009 году на те же цели с соответствующим внесением изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.
2. Установить в соответствии с пунктом 6 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следующие основания увеличения бюджетных ассигнований с соответствующим внесением изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда:
1) использование средств бюджета Фонда на реализацию Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах”, Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” и Федерального закона от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений” в случае, если суммы средств, поступивших в Фонд на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц, и средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, подлежащих передаче в негосударственные пенсионные фонды, превысят годовые объемы бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью бюджета Фонда;
2) в случае, если сумма фактически поступивших в бюджет Фонда средств, подлежащая направлению в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27 ноября 2001 года № 155-ФЗ “О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации” на осуществление доплат к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в текущем финансовом году, превысит годовые объемы бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью бюджета Фонда.
3. Установить, что в 2009 году и в плановый период 2010 и 2011 годов резерв бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, не создается.

Президент
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль
25 ноября 2008 года
№ 214-ФЗ

25
Ноя

Ваша пенсия в новых цифрах

Автор: admin | Рубрика: Новости

На одном из последних заседаний правительства одобрен проект федерального закона, направленного на повышение материального уровня некоторых категорий граждан.

Речь идет о том, что в будущем году дважды – в марте и декабре – будет увеличена базовая часть трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и потере кормильца. Кроме того, с 1 апреля 2009 года вырастут и ежемесячные денежные выплаты, которые с 2005 года получают ветераны Великой Отечественной войны, чернобыльцы, инвалиды, дети-инвалиды, а также такие заслуженные люди, как Герои Советского Союза и России, Герои Соцтруда, полные кавалеры орденов Славы, взамен некоторых видов натуральных льгот.

Как подчеркнул председатель правительства Владимир Путин, поэтапное увеличение пенсий намечено производить сверх роста цен.

Итак, базовая часть трудовой пенсии вырастет в марте на 8,7 процента, а с 1 декабря – на 26,15 процента. Итоговое повышение – более чем на треть, конкретнее – на 37,2 процента. В абсолютных цифрах это выглядит следующим образом: у «обычных» пенсионеров по старости «база» с 1 марта составит 1950 рублей (прирост по сравнению с нынешним уровнем 156 рублей), а с 1 декабря – 2460 рублей (прирост 510 рублей). Размер базовой пенсии у инвалидов зависит от степени ограничения трудоспособности. С 1 марта инвалиды третьей степени будут получать 3900 рублей, второй – 1950 рублей, первой степени – 975 рублей в месяц.

Что касается страховой части пенсии, то она будет проиндексирована с 1 апреля 2009 года на 15,6 процента.

Что касается пересчета ежемесячных денежных выплат для льготных категорий, они вырастут с 1 апреля на 8,5 процента от нынешнего уровня и в абсолютном выражении составят от 742 до 2076 рублей в зависимости от группы инвалидности.

Как заявляла ранее министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова, законопроект, одобренный правительством, предусматривает увеличение всех денежных выплат населению. При этом у нее нет никаких сомнений в том, что все социальные обязательства государством будут выполняться в полном объеме так же, как выполняются сейчас. «У федерального бюджета достаточный запас прочности для выполнения самых важных обязательств перед людьми», – подчеркнула министр.

Вместе с тем, новый закон предполагает и увеличение социального пакета для тех, кто выбрал вместо единовременных выплат льготы по дополнительному лекарственному обеспечению, санаторно-курортному обеспечению и проезду на транспорте. Размер соцпакета составит с 1 апреля 615 рублей.

Что касается лекарственного обеспечения, ежемесячная сумма, которую выделит государство на одного участника программы, вырастет с 426 до 465 рублей.

В Минздравсоцразвития также напоминают, что с 1 января 2010 года произойдет переоценка пенсионных прав пенсионеров, чей трудовой стаж пришелся еще на советское время. Для всех пенсии вырастут на 10 процентов, а за каждый год работы до 1991 года будет дополнительно добавлено еще по одному проценту за каждый год стажа. Средняя прибавка, по расчетам министерства, составит около 1700 руб.

Между тем, все большее количество работников решают принять участие в добровольном дополнительном пенсионном страховании. Отличие этой государственной программы в том, что сам работник (а не его работодатель) перечисляет часть своего заработка в Пенсионный фонд, а государство поощряет его финансовым «бонусом», добавляя на каждый внесенный рубль еще столько же из бюджета. Максимальный размер соплатежа государства в год – 12 тысяч рублей, а если работник достиг пенсионного возраста, но продолжает трудиться без оформления пенсии, «бонус» увеличивается до 48 тысяч рублей в месяц. Как сообщил вчера глава Пенсионного фонда Антон Дроздов, с 1 октября, когда стартовала эта программа, в Пенсионный фонд поступили заявления уже от 200 тысяч граждан.

Напомним, что программа рассчитана на срок 10 лет, вступить в нее можно в любой момент до 1 октября 2013 года. Принять участие в программе софинансирования может каждый гражданин России, застрахованный Пенсионным фондом РФ.

Очереди отменяются

И еще одна хорошая новость для получателей ежемесячных денежных выплат. В будущем году наконец будет установлен более удобный порядок набора социальных услуг либо получения их денежной компенсации. СМИ писали об этой проблеме неоднократно: чтобы получить деньги взамен натуральных льгот, по действующим на сегодняшний день правилам льготники обязаны ежегодно до 1 октября подавать письменное заявление в Пенсионный фонд. Мало того что нередко пожилые люди забывают о сроках, сама процедура хождения по кабинетам сопряжена для них с лишними хлопотами. По словам Татьяны Голиковой, новый порядок позволит продлевать действие ранее поданных заявлений, а это значит, что ежегодное обивание порогов местных отделений ПФ уже не потребуется и ветераны будут избавлены от необходимости стоять в очередях.

Источник: Друг для друга Online

17
Ноя

Пенсионный базис

Автор: admin | Рубрика: Аналитика / Интервью / Статьи

Прорыв в сфере коллективных инвестиций должен начаться с активизации пенсионной реформы и усиления розничных позиций НПФ. Сохранение нынешних масштабов пенсионной системы и дальнейшее вялое реформирование — это прямая дорога к бюджетному и социально-экономическому кризису

Мировой опыт построения систем негосударственного пенсионного обеспечения и долгосрочного страхования жизни показывает, что они должны выполнять три ключевых функции: гарантировать обществу социальную защищенность и стабильность, поддерживать устойчивость государственной распределительно-накопительной пенсионной системы, а также формировать долгосрочный инвестиционный ресурс для системы финансовой.

Российская действительность добавляет еще одну задачу: рынки НПО и ДСЖ должны помочь сектору коллективных инвестиций совершить прорыв: из мизерной части финансового рынка превратиться в системообразующий элемент отечественной экономики. Как показал кризис, именно НПФ и ПИФ оказывали стабилизирующее воздействие на динамику котировок рынка акций на фоне бегства зарубежных инвесторов, проявив себя, по сути, как классические инвесторы. Однако для укрепления позиций институциональных инвесторов на рынке прорыв сперва должен произойти в пенсионной реформе.

Россия столкнулась с серьезными демографическими проблемами — прежде всего это устойчивое сокращение численности населения при росте количества пенсионеров и снижении доли занятых в экономике. В результате соотношение занятых в экономике и пенсионеров на начало 2008 года составило 1,82:1. При этом для нормальной выплаты пенсий при нынешней пенсионной модели нужно иметь трех работающих на одного пенсионера. Дефицит Пенсионного фонда России ежегодно покрывается за счет государственного бюджета.

Требуется активное проведение пенсионной реформы, реализация программы мер по переходу к полноценной накопительной системе, продолжение использования стимулов типа «вмененных» сбережений и софинансирования государством накопительных программ; в противном случае экономика столкнется с бюджетным, социальным и демографическим кризисом. Пенсионная система должна стать базой для обеспечения социальной стабильности, драйвером роста рынка коллективных инвестиций и источником длинных денег в экономике.

Реформа пенсионного обеспечения касается двух важнейших вопросов.

Первый — создание условий для решения проблемы бедности пенсионеров и снижения демографической нагрузки на трудоспособное население. Для этого необходимо не допустить отход от страховых механизмов формирования пенсий и при этом не отказываться от накопительной составляющей трудовой пенсии. Кроме того, следует создавать дополнительные условия для развития добровольных пенсионных накоплений.

Второй — привлечение дополнительных ресурсов на финансирование пенсионных выплат для сокращения разрыва между доходами трудоспособного населения и пенсионеров. Для этого необходимо создавать условия по стимулированию населения для формирования добровольных накоплений через НПФ и страховые компании (развитие и продвижение программы государственного софинансирования, суть которой пока не донесена до широких масс), а также по допуску страховых компаний в систему обязательного пенсионного страхования. Один из важнейших механизмов — повышение информированности населения о рынках НПФ и долгосрочного страхования жизни.

Сейчас фактически управляющие компании преобразуют долгосрочные ресурсы НПФ и компаний по страхованию жизни в краткосрочные активы (к примеру, почти 70% активов НПФ размещаются на срок менее года). Не нацелена на формирование долгосрочного инвестиционного ресурса и существующая система налогообложения пенсионных фондов. В отличие от большинства западных стран в России взносы в НПФы и компании ДСЖ, а также доход, полученный от инвестирования средств, подлежат налогообложению, а выплаты пенсий и аннуитетов, напротив, освобождены от налога. Немало необоснованных препятствий для НПФ и страховых компаний создаются при регулировании порядка размещения активов.

В итоге сегодняшние модели рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни лишь частично выполняют свои социальные задачи, де-факто не выполняют функцию по созданию длинных денег, и самое главное — тормозят рост классических коллективных инвестиций.

Для большинства россиян практическое знакомство с рынком коллективных инвестиций начинается с «письма счастья», сообщающего о состоянии его пенсионных накоплений, а вовсе не с похода в управляющую компанию за паями ПИФов. Более того, без развитой системы пенсионных сбережений (либо аналога — долгосрочного страхования жизни) вся инфраструктура рынка коллективных инвестиций будет работать вхолостую — без притока массовых инвесторов. Также без существенного притока длинных пенсионных денег не сможет набрать силу отечественный фондовый рынок, а значит, все инвесторы, включая коллективных, будут по-прежнему подвержены воздействию внешних шоков, вызванных действиями крупных иностранных спекулянтов.

Меры по усилению роли НПФ и страховых компаний как институциональных инвесторов должны быть решительными. Так, представляется обоснованным введение страховых взносов вместо единого социального налога с 2010 года с единой ставкой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 26%, которое было анонсировано Минздравсоцразвития. Подобная мера позволит улучшить ситуацию с дефицитом пенсионного фонда. В то же время для привлечения долгосрочных ресурсов в финансовую систему необходимо повысить долю страховых взносов, идущих на финансирование накопительной части пенсии. Подобные нововведения должна сопровождать просветительская кампания в масс-медиа, которая разъяснит населению цели и задачи введения страховых взносов, а также влияние этих взносов (а, по сути дела, налога) на доходы граждан. Введение страховых взносов должно привести к перераспределению располагаемого дохода граждан в сторону роста доли накопленного капитала. Эта фактически уже утвержденная мера, возможно, не вполне позитивно воспринимается во время финансовой турбулентности, однако в долгосрочной перспективе она выглядит просто необходимой. Вместе с тем, чтобы избежать шока для бизнеса, повышение отчислений на социальные программы необходимо сопровождать адекватным снижением НДС или иных форм налоговой нагрузки. В результате изменения по крайней мере скомпенсируют друг друга, а в идеале общая налоговая нагрузка должна даже снизиться. В противном случае социальные задачи не решить — потому как конкурентоспособность бизнеса будет задушена налоговым бременем и при этом может сильно замедлиться экономический рост.

Однако вернемся к пенсионной системе и рынку коллективных инвестиций. Должна существенно измениться инфраструктура рынка. Следует уделить внимание расширению допустимого инструментария по размещению пенсионных резервов и накоплений, а также совершенствованию требований к размещению страховых резервов по ДСЖ. Мягко решить эту проблему поможет придание НПФ и страховщикам статуса квалифицированного инвестора, что позволит перейти от количественных методов регулирования их инвестиционной политики к принципам «разумного инвестора». А значит, регуляторы смогут больше времени уделять качественному развитию рынка и защите интересов инвесторов.

Необходимо создать условия для формирования широкого класса собственников, заинтересованных в развитии финансового рынка и повышении стоимости национального богатства. Инвестиционные фонды могут быть разделены на три группы. Первая — аналоги хедж-фондов, а также иные структуры, ориентированные на краткосрочное инвестирование для широких кругов или только для квалифицированных инвесторов. Вторая группа — формы средне— и долгосрочного инвестирования (инвестиционные фонды, страхование жизни, НПФ), которые позволят гражданам стать собственниками активов российской экономики (чего не произошло по итогам приватизации), и, наконец, различные закрытые и трастовые формы, имеющие целью структуризацию проектов, обособление и минимизацию рисков и спецификацию и защиту прав собственности.

Важнейшими условиями реализации обозначенных задач будут выступать рост популярности услуг коллективного инвестирования, создание дополнительных возможностей приобретения ценных бумаг российских компаний институтами коллективного инвестирования, участие граждан в реализации крупных инфраструктурных проектов, а также различных федеральных целевых программ через систему коллективных инвестиций. Государство должно стимулировать изменение модели поведения домохозяйств от потребительской к инвестиционно-сберегательной, способствовать повышению нормы сбережений. Ключевая задача — повышение финансовой грамотности населения, а также пресечение возможностей деятельности финансовых пирамид.

Источник: Эксперт

3
Ноя

Пенсии от государства: берем, пока дают

Автор: admin | Рубрика: Новости

Как воспользоваться системой добровольного пенсионного обеспечения и зачем

В России запущена государственная программа поощрения добровольных пенсионных накоплений. В соответствии с ней вы можете получить от государства 1 тыс. руб. на каждую 1 тыс. руб., отложенную на свой накопительный пенсионный счет. Эта система начнет работать с 1 января 2009 года, но отчислять деньги из зарплаты можно уже с 1 октября, и, по данным Пенсионного фонда РФ (ПФР), только за три недели октября заявления о добровольном перечислении средств подали 42 тыс. человек. В основном это сотрудники крупных промышленных предприятий, однако вступить в систему добровольного софинансирования (ДС) может каждый желающий, в том числе и не охваченные накопительной пенсионной системой индивидуальные предприниматели и люди старше 42 лет.

Как принять участие

Самый простой путь присоединиться к добровольному пенсионному страхованию — подать заявление о вступлении в программу у себя на работе. По закону работодатель обязан принять у сотрудника заявление о вступлении в программу и направить его в ПФР. Однако можно поступить иначе: подать заявление в свое территориальное управление ПФР лично или отправить бланк по почте (в этом случае придется нотариально заверить свою подпись). Бланк заявления можно скачать на сайте ПФР (раздел «Программа государственного софинансирования пенсии», http://www.pfrf.ru/content/view/3860/212/), там же можно найти инструкцию по заполнению бланка. Вам потребуются паспорт и свидетельство обязательного пенсионного страхования. Вступить в программу ДС можно будет до 1 октября 2013 года, добавлять свои деньги к вашим государство планирует на протяжении десяти лет.

Как платить

После того как ПФР примет ваше заявление, он предоставит вам реквизиты для перечисления денег. Вносить деньги можно самостоятельно через банк либо написав в бухгалтерию соответствующее заявление (в этом случае нужная сумма будет просто вычитаться из вашей зарплаты). Самостоятельное внесение удобно тем, что в течение года платежи можно делать неравномерно — к примеру, перевести сразу всю сумму в декабре, так как государство перечислит вам деньги как раз по итогам года.

Что будет с деньгами

После окончания календарного года ПФР подводит итог: сколько денег вы перевели на свой счет по программе ДС. Государство добавит вам ровно столько же, однако не более 12 тыс. руб. При этом тем, кто достиг пенсионного возраста, но не стал обращаться за пенсией, а продолжил работать, да еще и вступил в программу ДС, на каждую 1 тыс. руб. будет добавляться аж 4 тыс. (и, соответственно, не более 48 тыс. руб. по итогам года).

Все средства, аккумулируемые в рамках системы ДС, — и ваши взносы, и деньги государства — ПФР будет переводить той УК или негосударственному пенсионному фонду, который управляет вашей накопительной частью. То есть если вы «молчун», то ваши деньги по программе ДС также уйдут в ВЭБ, если вы выбрали частную УК, управлять средствами системы софинансирования будет она. Если вы только сейчас, вступив в программу ДС, озаботитесь переводом своих денег в частную структуру, вам нужно будет зайти в офис выбранной вами УК или НПФ, чтобы оформить там заявление на перевод из ПФР накопительной части и средств ДС. Разделить накопительную часть (то, что у вас есть сейчас) и деньги по программе ДС и перевести их в разные УК или НПФ нельзя.

Так же как и накопительная часть пенсии, деньги, которые вы и государство перечисляете по программе ДС, могут вкладываться в узко ограниченный круг активов: на сегодняшний момент лишь в гособлигации, акции и облигации из котировальных списков А1.

Когда получать

Изъять деньги из системы софинансирования невозможно. Свои и государственные средства вы сможете получить только в виде пенсии, когда достигнете пенсионного возраста. Если участник программы умрет, не дожив до пенсионного возраста, то перечисленные им в программу ДС деньги, средства государства и инвестиционный доход получат наследники.

Какой в этом смысл

По идее, самого факта, что государство в кои-то веки раздает федеральные средства всем желающим, должно быть достаточно, чтобы вступить в программу. Если вы не превышаете верхнюю границу софинансирования (12 тыс.), то фактически получаете 100−процентную доходность только за счет того, что государство добавляет вам столько же. По сравнению с этим меркнет основная идея программы ДС — самостоятельное накопление гражданами себе на пенсию (хотя и она, скажем прямо, не лишена смысла). Кроме того, некоторые предприятия (обычно крупные) готовы добавлять свою тысячу к деньгам, отчисляемым их сотрудниками и государством.

При этом в программе ДС есть несколько важных моментов, которые могут отпугнуть от нее граждан:

  1. Изъять средства до наступления пенсии нельзя, даже если они требуются, скажем, на неотложное лечение.
  2. За долгие годы с деньгами может произойти буквально все что угодно — по крайней мере, невозможно предсказать, какова будет покупательная способность у 12 тыс. руб., перечисляемых сегодня вами или государством. А последние события на финансовых рынках заставляют скептически смотреть на любые накопления и сбережения.
  3. Слишком узкий список акций и облигаций, в которые можно вкладывать пенсионные деньги программы ДС, также не добавляет оптимизма.

Источник: Эксперт