4
Июнь

Депутаты раскритиковали, но поддержали реформу пенсионной системы

Автор: moder | Рубрика: Аналитика / Интервью / Статьи

Депутаты Госдумы приняли в среду в первом чтении два правительственных законопроекта, касающиеся серьезных изменений в пенсионной системе. Первый из них затрагивал доходную часть “пенсионного” бюджета, второй – расходную.

“Это мужественный шаг со стороны правительства - вносить дополнительные социальные гарантии почти для 36 млн наших пенсионеров в кризисный период”, - так охарактеризовал инициативу Белого дома в беседе с корреспондентом Страны.Ru первый замруководителя фракции “Единая Россия” Валерий Рязанский. Между тем, оценка мужества шага кабинета министров никак не помешала народным избранникам высказать немало критики в адрес обоих законопроектов.

ЕСН заменят взносами

Первым рассматривался документ, направленный на реформу единого социального налога. Проект позволяет несколько пополнить казну Пенсионного фонда, правда, за счет увеличения взносов. Законопроект “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования” вводит страховые взносы на конкретные виды социального страхования в государственные внебюджетные фонды и определяет порядок их исчисления, в связи с отменой с 1 января 2010 года ЕСН.

Как уточнила в беседе с корреспондентом Страны.Ru вице-спикер Госдумы Надежда Герасимова, в проекте до 2011 - 2014 годах сохраняются льготные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков: сельскохозпроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, организаций, использующих труд инвалидов, общественных организаций инвалидов и других. При этом выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов из федерального бюджета, подчеркнула вице-спикер.

Необходимость проведения сегодня реформы пенсионной системы депутаты объясняют провалом предыдущей реформы.

Как сообщил корреспонденту Страны.Ru первый замруководителя фракции “Единая Россия” Владимир Пехтин, “пенсионная реформа в том виде, в котором ее в свое время предлагал Михаил Зурабов, не удалась”. По его словам, переход к накопительной системе не дал ожидаемого результата. Граждане не проявили ожидаемой активности в выборе управляющей компании - частной или государственной - и практически все средства стали поступать во Внешэкономбанк. Следствием этого, по словам депутата, стала низкая эффективность управления накопительной частью пенсии и постепенное ее обесценивание.

Платить придется больше

В предлагаемой сегодня пенсионной реформе парламентариев не устроил не сам факт введения страховых взносов в связи с отменой с 1 января 2010 года ЕСН. Дело в том, что с 1 января 2011 г. увеличится максимальный суммарный размер тарифов страховых взносов до 34%, т.е. на 8% в сравнении с сегодняшним днем. На 2010-й год тарифы останутся прежними.

По мнению многих депутатов, в результате реформа крайне негативно скажется на состоянии российского бизнеса.

Как пояснил зампред думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, этот документ не только изменит ситуацию с пенсионерами, но и кардинально поменяет экономику страны, причем, “увы, не в лучшую сторону”. По его словам, проблему пенсионеров - по сути, демографическую, предполагается решить путем перенесения финансовых потоков с Минфина в размере 3,6 трлн руб. на Минздрав и переносом администрирования от налоговых органов к Пенсионному фонду и Фонду соцстраха.

Как считает Макаров, в итоге возрастет налоговая нагрузка для всех предприятий, на которых среднемесячная зарплата меньше 34,650 тыс. рублей. Он в частности напомнил, что в России в обрабатывающей отрасли средняя зарплата составляет около 13 тыс. руб, в строительстве - 14 тыс. руб, в оптово-розничной торговле и сфере бытовых услуг - 10,5 тыс. руб. По словам Макарова, на сегодня эффективная ставка ЕСН в среднем по стране составляет порядка 18-19%. После изменений она будет равна 31,5-33%. Таким образом, общая фискальная нагрузка на предприятия возрастет, отчего пострадает в первую очередь малый бизнес, которому нужно будет платить 34%.

Кроме того, и бюджетные организации вряд ли справятся с новой налоговой нагрузкой.

“Уже сейчас понятно, что на пути реализации этих законов встретится немало оврагов, по которым, согласно пословице, придется ходить,

- пояснил корреспонденту Страны.Ru первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов. - Так, пока с цифрами в руках нам никто не доказал, что бюджетные учреждения и организации, а они, естественно, тоже отнесены к числу плательщиков страховых взносов, “потянут” совокупные страховые платежи, тариф которых в 2011 году составит 34% от фонда оплаты труда. Что, будем латать дыры, залезая в карманы региональных и муниципальных бюджетов? Отнять у одних, чтобы отдать другим - так проблемы не решаются. Получится своеобразный “тришкин кафтан”, который пенсионеров согреть никак не сможет”.

В результате получается, что государство сегодня меняет пенсионную систему исключительно в интересах крупного бизнеса. Как напомнил корреспонденту Страны.Ru спикер Совета Федерации, лидер “Справедливой России” Сергей Миронов, единственный смысл предыдущей реформы – обеспечение доступа привилегированных управляющих компаний к управлению накопительными пенсионными средствами. “Это самые длинные и дешевые деньги, какие только есть в стране, - рассказал глава Совфеда. - Однако с момента запуска пенсионной реформы они так и не были инвестированы в технологическую модернизацию экономики, в жилищное и инфраструктурное строительство”. При этом управляющие компании показали отрицательную доходность.

По словам Миронова, внесенные сегодня правительством законопроекты не содержат решения системных проблем пенсионной системы. Однако новая схема сохраняет нетронутым принцип регрессии при определении размера социальных взносов. Он уверен, что регрессивная шкала выгодна как раз богатым и сверхбогатым и имеет значительные отрицательные последствия с точки зрения исчисления пенсий. “Реформа может усугубить существующие проблемы пенсионной системы, - подчеркнул глава сенаторов. - Это, прежде всего, “уравниловка”, недоучет заработка, и отказ от восстановления нестраховых периодов в трудовом стаже, отсутствие ясной концепции и прозрачности пенсионных схем”.

Валоризация в помощь

Новые алгоритмы расчета пенсий, которые, по замыслу авторов, могли бы существенно повысить уровня пенсионного обеспечения, были заложены в основу второго законопроекта “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования”.

Повышать материальное положения пенсионеров предполагается за счет введения механизма валоризации, т.е. повышения денежной оценки пенсионных прав граждан, вышедших на трудовую пенсию в годы существования СССР. Закон также затронет и тех людей, которые вышли на пенсию до вступления в силу нового пенсионного законодательства, т.е. до 1 января 2002 года.

Более справедлива оценка прав пенсионеров должна заключаться в том, что начиная с 1 января 2010 года трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, исчисленные с учетом денежной оценки пенсионных прав застрахованных лиц, будут подлежать валоризации путем увеличения доли расчетного пенсионного капитала, исчисленного с помощью указанной оценки пенсионных прав на 10% и сверх того на 1% (без ограничений) за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01 января 1991 года.

“К сожалению, демографический провал дает о себе знать - пенсионеров становится больше, чем трудящегося населения, - пояснила корреспонденту Страны.Ru первый замруководителя фракции “Единая Россия” Татьяна Яковлева. - Чтобы не увеличивать налоговую нагрузку на работающее население и не повышать возраст выхода на пенсию, в России будет применяться более справедливый механизм стимулирования позднего выхода на заслуженный покой”. По ее словам, если пенсионер по возрасту чувствует в себе силы и имеет желание работать, то со стороны государства ему будет оказана финансовая поддержка.

Законом также предусматривается введение фиксированного базового размера пенсии и зависимости размеров страховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности страхового стажа. Так, отмечает депутат, с 1 января 2015 года каждый год “переработки” сверх 30 лет стажа увеличивает страховую пенсию сразу на 6%. Данная схема имеет и обратную сторону: за каждый год “недоработки” страховая пенсия уменьшаться на 3%. Яковлева уверена, что российские пенсионеры оценят преимущества такого подхода, ведь за последние 10 лет число работающих пенсионеров в России увеличилось на 13%. “Если раньше трудилась треть российских пенсионеров, - подчеркнула депутат, - то теперь - 40%. 90% россиян после выхода на пенсию работают еще три года, 60% - еще 6 лет”.

В результате совокупности всех алгоритмов расчета пенсионных накоплений уже в 2010 году средний размер трудовой пенсии по старости должен превысить 8 000 рублей. В итоге пенсия должна будет вырасти примерно на 45% по сравнению с сегодняшним уровнем. Напомним, что такую задачу поставил президент Дмитрий Медведев в своем последнем Бюджетном послании.

Позитив отрицательного эффекта

Между тем, в “Справедливой России” считают, что принятый законопроект может вместо позитивного эффекта, на который рассчитывают президент и правительство, привнести отрицательный. По словам главы думской фракции “Справедливая Россия” Николая Левичева, новый алгоритм расчета пенсий, заложенный в законе, вносит лишь “разброд и шатание”. В итоге мы получим много обиженных и недовольных, - полагает депутат. А закон в результате по его негативному восприятию народом станет сравни закону о монетизации льгот.

Основная проблема сегодняшней пенсионной реформы, как пояснила первый зампред руководителя фракции “эсеров” Оксана Дмитриева, состоит в том, что сумма валоризации рассчитывается за счет умножения заниженного размера расчетного пенсионного капитала, т.к. исключается период учебы, ухода за ребенком и заработка на определенный коэффициент, который также занижается на эти периоды. В итоге, по ее словам, правительственная реформа приведет к тому, что те люди, которые много работали и зарабатывали будут иметь самую маленькую пенсию.

Однако депутаты все же поддержали законопроект в первом чтении. Правда, парламентарии собрались существенно доработать предложенный правительством вариант реформы пенсионной системы ко второму чтению. В этой связи, одновременно с документом было принято постановление, где были собраны основные замечания народных избранников. Всем остальным депутатам, чьи предложения пока еще не увидели свет, глава думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев предложил внести свои поправки в комитет не позднее 15 июня. В окончательном чтении документ должен быть принят уже в июле текущего года.

Источник: Страна.Ru