31
Март

Пенсия. Порядок расчета и выплаты

Автор: admin | Рубрика: Книги

В книге представлена информация о системе пенсионного обеспечения в России, оформлении трудовой и нетрудовой пенсии. Здесь вы найдете образцы документов, необходимых для сбора, оформления или переоформления пенсионных документов.

Книга предназначена для широкого круга читателей.

Купить на Ozon.ru

Купить на Books.ru

25
Март

Спрос на прибавку к пенсии вырос вдвое

Автор: moder | Рубрика: Аналитика / Интервью / Статьи

Объем платежей россиян, участвующих в программе государственного софинансирования пенсии, за неполные три месяца текущего года составил 520 млн рублей. Это более чем вдвое превышает сумму взносов, которые участники внесли за аналогичный период прошлого года, говорится в сообщении Пенсионного фонда России.

В целом, по данным ПФР, с момента начала действия программы, то есть с 1 января 2009 года, ее участниками стали 2,3 млн человек, из них примерно 2000 тыс. присоединились к ней в 2010 году. Общая сумма взносов составила 3,02 млрд рублей. Точная сумма станет известна в конце первого квартала, когда ПФР разнесет эти средства по индивидуальным счетам.

Напомним, в прошлом году в программе софинансирования пенсии, смысл которой в том, что на каждый внесенный рубль государство вносит свой, приняли участие более 2,1 млн человек (около 1,5% от населения России), что принесло фонду дополнительно 2,5 млрд рублей. Результатами Пенсионный фонд остался вполне доволен, особенно учитывая тот факт, что старт программы софинансирования выпал на самый разгар кризиса.

По итогам 2009 года выяснилось, что средний взнос участника программы составил 3,47 тысячи рублей при минимуме в 2 тысячи рублей. В то же время это оказалось значительно меньше максимальной суммы в 12 тысяч рублей. Активность, в основном, проявляли женщины, доля которых составила 65% от общего числа вступивших в программу.

Что касается возраста участников, то наибольшую заинтересованность показали граждане в возрасте от 30 до 50 лет (52%). Доля граждан свыше 50 лет составила 27%, молодых людей до 30 лет — 21%.

Поквартальная разбивка по взносам в 2009 году выглядит следующим образом: I квартал — 244,3 млн рублей, II квартал — 402,8 млн рублей, III квартал — 487,2 млн рублей, IV квартал — 1,382 млрд рублей. «Эти цифры говорят о том, что в 2009 году большинство участников программы государственного софинансирования пенсии отложили платежи на конец года. Достаточно сказать, что в последний день 2009 года — 31 декабря — в ПФР поступило взносов больше, чем за два первых месяца действия программы», — прокомментировали эту статистику в пресс-службе ПФР.

«Если говорить о 2010 годе, то мы видим, что объем взносов на софинансирование с начала года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2009 года более чем в два раза, — рассказали в пресс-службе. — В целом на этот год в бюджете ПФР утверждены объемы поступлений дополнительных страховых взносов в сумме 5 млрд рублей — это в два раза больше, чем в 2009 году. Достичь такого результата вполне реально, но это, безусловно, потребует от ПФР продолжения активной разъяснительной и организационной работы».

Эксперты считают планы Пенсионного фонда по удвоению объемов программы вполне реальными. «В прошлом году программа шла довольно тяжело — как всегда, благие начинания нашего государства реализовались не в лучшее время, и по факту программой заинтересовалось недостаточное количество потенциальных пенсионеров, — говорит руководитель отдела сопровождения клиентов УК «Капитал» Константин Беликов. — Тем не менее, можно сказать, что первый год пошел «на раскачку», а хорошие цифры по первому кварталу вселяют оптимизм».

По прогнозу Константина Беликова, средний взнос в рамках программы в текущем году вырастет в два раза. «Конечно, в 2009 году эта сумма была не очень высока. Полагаю, причины следует искать в значительных сокращениях на предприятиях и размерах заработной платы, особенно в регионах. Для служащего, получающего 10 тысяч в месяц, даже отчисление в 1 тысячу рублей в месяц является ощутимым ударом по карману. Но в этом году я ожидаю удвоения отчислений», — отмечает Константин Беликов.

Однако начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских считает, что объем среднего взноса в 2010 году, скорей всего, сильно изменяться не будет. «Поступления зависят от сезонных факторов, — говорит он. — Правила программы софинансирования позволяют делать взнос в любое время в течение года. Поскольку обстановка в мире и в стране сейчас сильно изменяется, то для производящих взносы самостоятельно через Сбербанк имеет смысл отложить принятие решения по внесению средств на конец года. Результат такого подхода виден на цифрах поступления средств за 2009 год, когда более половины всей годовой суммы было внесено в последний квартал. Думается, что и в 2010 году мы вправе рассчитывать на аналогичную сезонность. Судя по итогам первого квартала, вполне возможно, что общий приток средств в 2010 году может оказаться существенно большим, чем в 2009 году».

Тем не менее, по мнению, отложенные на 10-30 лет выплаты сильно уменьшают их ценность. «За последние 20 лет граждане нашей страны видели серьезные потрясения, неоднократно уничтожавшие сбережения. Пенсионная программа, хотя и дает прекрасный бонус в виде государственного софинансирования и возможного софинансирования работодателей, но не в состоянии снизить страхи потерь всех накоплений», — говорит Николай Подлевских.

Источник: БФМ.РУ

17
Март

Пенсионную систему ждет очередная реформа

Автор: moder | Рубрика: Новости

Пенсионные накопления станут частной собственностью, но пока не понятно, чьей.

Разговоры о том, что пора бы уже поменять статус пенсионных накоплений, ведутся давно. Сейчас они не являются собственностью будущих пенсионеров. Россияне лишь имеют право выбрать инвестиционный портфель государственной управляющей компании (сейчас ее функции выполняет ВЭБ), одной из частных УК, допущенных к управлению средствами пенсионных накоплений. Или негосударственный пенсионный фонд. В последнем случае права собственности переходят НПФ. Но последующий расчет пенсий негосударственные фонды будут вынуждены вести так же, как это делает ПФР. То есть для всех единообразно рассчитывается возраст «дожития», пенсия платится до конца жизни. В новой концепции предлагается перейти от отношений «по закону» к договорным отношениям, когда период выплат определяется пенсионной схемой, прописанной в договоре.

Для осуществления задуманного негосударственные пенсионные фонды должны преобразоваться в накопительные. Что это означает, сейчас неясно не только будущим пенсионерам, но и самим участникам рынка. Пока речь идет о перерегистрации нынешних НПФ, имеющих лицензию на деятельность по обязательному пенсионному страхованию (ОПС). Сейчас существует 130 таких организаций. Возможно, для обретения нового статуса им предъявят новые требования к определенным показателям. Например, к имуществу для обеспечения уставной деятельности (ИОУД). Напомним, с 1 июля планка уже была повышена – ИОУД фонда, работающего по ОПС, должно быть не менее 100 млн рублей.

Заинтересованные в нововведениях надеются на ревизию закона «О негосударственных пенсионных фондах», а лучше – на его замену новым актом. «Сейчас НПФ в тех частях, которые не прописаны или плохо прописаны в 75-ФЗ, попадают под действие закона «О некоммерческих организациях», который не отражает нюансов деятельности фондов в полном объеме, – говорит вице-президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Олег Колобаев. – Нужен новый, который учтет все особенности. В частности, реорганизацию, ликвидацию, банкротство НПФ». Вместо государственной управляющей компании будет создан государственный накопительный фонд. Предполагается, что и он будет подчиняться обновленному закону. Для людей же будет введен новый «дэдлайн» – дата, до которой им предстоит определиться, переходить ли в частный или государственный фонд. А накопления «молчунов» будут переведены на депозит банка, который выберет ПФР. Кроме того, будет создан некий гарантийный фонд по принципу того, что действует в рамках ОСАГО.

Пока не совсем понятно, кто именно будет иметь права собственности на пенсионные накопления – то ли сами граждане, то ли работодатели, то ли НПФ. Ясно только, что накопительный компонент предполагается сохранить и преумножить. А работодателю, возможно, будут предоставлены не права собственности, а право выбрать фонд для своих сотрудников. С одной стороны, это лишняя «головная боль» для работодателя. Но с другой – в рамках этой же концепции предполагается «стимулирование формирования пенсионных накоплений» и сокращение доли «молчунов» с нынешних 97 до 50%. Если предоставить право выбора накопительного фонда работнику, то «головной болью» может стать слишком разный выбор фондов сотрудниками.

В прошлом году перевести свои накопления в НПФ решили 2,2 млн человек, а вернуться из них 90,4 тыс. По данным за третий квартал 2009 года общий объем пенсионных накоплений, находящихся у НПФ составил 71,7 млрд, резервов – 518 млрд рублей.

Топ-15 НПФ по объему пенсионных накоплений

НПФ Пенсионные накопления
на 01.10.09, млн руб.
Динамика с 01.01.09, %
Благосостояние 13270 65,48
Лукойл-гарант 10826 111,54
Норильский никель 4992 71,77
Газфонд 4244 115,86
НПФ Электроэнергетики 3821 106,55
Большой ПФ 3610 107,80
Социум 3346 194,91
Ханты-Мансийский 2178 93,98
Русь 2019 189,18
НПФ Сберегательного банка 1834 49,08
Стальфонд 1783 95,57
Национальный НПФ 1390 63,99
Промрегионсвязь 1245 177,47
Социальное развитие 1233 158,08
Райффайзен 1091 94,11

Источник: Финанс.

11
Март

Пенсионная реформа – возможна ли модернизация?

Автор: moder | Рубрика: Аналитика / Интервью / Статьи

Минувшая неделя прошла в заботах правительства о повышении уровня жизни пенсионеров. 2 марта председатель правления Пенсионного фонда (ПФР) Антон Дроздов поведал СМИ об итогах валоризации, в результате проведения которой пенсии увеличились у 36 млн пенсионеров.

Средняя сумма прибавки для получающих трудовую пенсию по старости составила 1090 рублей. И, как сказал Дроздов, 53% пенсионеров получили прибавку свыше 1000 рублей и лишь 1,5% – менее 100 рублей. В Москве прибавку от 1000 до 1500 рублей получили 32% пенсионеров, свыше 1500 руб. – 28%. В итоге средний размер трудовой пенсии в России составил 7334 руб., в том числе трудовой пенсии по старости – 7692 руб. По данным ПФР, в целом средняя трудовая пенсия в России выросла на 13,8%.

Тем не менее, признавая уже давно назревшую необходимость такого перерасчета, большинство экономистов и социологов отмечают, что валоризация вряд ли ощутимо улучшит жизнь старшего поколения. Прибавка, обсуждаемая чиновниками как большое достижение, почти полностью уйдет на оплату подорожавших в 2010 году коммунальных услуг. Так, по данным Росстата, в среднем по стране в январе 2010 года увеличение тарифов на услуги ЖКХ составило 10,1% к декабрю, к январю 2009 года рост составил уже 15,1%. Но есть регионы, где коммунальные услуги подорожали сразу на четверть и даже больше. Так, например, в Самарской области в 2010 году в отдельных районах рост коммунальных тарифов превысил 40%.

Заметим, пенсионеры чаще, чем работающие граждане, жалуются на рост цен на коммунальные услуги. Согласно результатам опроса Фонда «Общественное мнение», о том, что по их бюджету значительно ударило повышение тарифов на электричество, говорят 69% пенсионеров, на отопление – 64%, на холодную воду – 54%, на газ – 48%. То есть, учет в пенсии советского стажа не покрывает опережающие темпы роста стоимости услуг ЖКХ.

При этом проведенный в феврале перерасчет пенсий все еще не соответствует первоначальному плану валоризации, обсуждавшемуся до кризиса. Напомним, в октябре 2008 года премьер-министр Владимир Путин довольно оптимистично смотрел в будущее, предполагая, что «средний размер трудовой пенсии в 2010 году вырастет почти в два раза по сравнению с текущим уровнем [по данным Росстата, средний размер пенсий тогда составил около 4600 рублей]. К 2020 году средний размер трудовой пенсии достигнет трех прожиточных минимумов пенсионера». Однако озвученный 2 марта Антоном Дроздовым показатель явно не добирает до обещанных девяти с лишним тысяч. И даже к концу 2010 года, по расчетам ПФР, он «достигнет около 8000 рублей, а средний размер трудовой пенсии по старости будет около 8400 рублей». Вместо обещанной добавки в 3 тысячи рублей пенсионеры получили лишь около тысячи.

Кроме того, значительно выросла критиковавшаяся еще в конце 80-х годов «уравниловка». Как отметила, подводя итоги валоризации, член бюджетного комитета Госдумы Оксана Дмитриева, «теперь квалифицированный врач получает пенсию меньше, чем его медсестра, а сталевар – меньше, чем вахтер». По ее словам, депутаты сегодня получают массу жалоб от недовольных пенсионеров, которые остро переживают несправедливость такого перерасчета своего трудового стажа.

Однако правительство не собирается останавливаться на достигнутом. 4-го марта, несмотря на возражения министерства финансов, на заседании Президиума было принято решение об индексации1 пенсий с первого апреля 2010 года на 6,3%. Стоит отметить, что мера эта уже предусмотрена действующим законом о бюджете на 2010-2012 годы и бюджетом Пенсионного фонда. С этого года система индексации пенсий предусматривает пересчет трудовых (страховых) пенсий раз в год в случае появления допдоходов Пенсионного фонда и изменения индекса потребительских цен более чем на 6% за полгода, а также индексацию социальных пенсий на уровне инфляции.

Между тем, только на валоризацию из бюджета было потрачено около 1,7 триллиона рублей. При этом на настоящий момент, по данным Минфина, дефицит бюджета Пенсионного фонда составляет от 130 млрд до 170 млрд рублей. С первого апреля он возрастет вдвое. Эту «недостачу», согласно действующему законодательству, придется гасить из федерального бюджета. То есть, дополнительная индексация пенсий приведет либо к увеличению дефицита последнего, либо к снижению бюджетов ведомств, подчеркнул вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин на заседании Президиума Правительства РФ.

Напомним, что главная финансовая смета страны на 2010 год уже сверстана с дефицитом в 3 трлн рублей. Так что обеспокоенность министра вполне оправдана. Правда, бюджет был рассчитан исходя из цены на нефть $58 за баррель, а сейчас стоимость черного золота около $75. И, если в мировой экономике не случится масштабных катаклизмов, как, например, осенью 2008-го, то даже при компенсации выпадающих доходов ПФР дефицит бюджета не должен превысить в текущем году установленного законом предела. Однако дальнейшие перспективы и федерального бюджета, и бюджета Пенсионного фонда вызывают у экономистов и социологов серьезные опасения. Уменьшение заработков экономически активного населения, сокращение фондов оплаты труда, серьезное увеличение нагрузки на бизнес из-за замены ЕСН на страховые взносы никак не могут способствовать росту отчислений в ПФР.

С 2011 года ставка страховых платежей на пенсионное, обязательное медицинское и социальное страхование повышается с 26% до 34%. Соответствующий закон был принят в 2009 году после бурной дискуссии. Реформа ЕСН была одобрена в варианте Минздравсоцразвития, а доводы Минфина, Минэкономики и бизнеса в лице РСПП о недопустимости столь резкого повышения фискальной нагрузки в кризисный период были отвергнуты.

Месяц назад вице-премьер Алексей Кудрин сообщил, что «прорабатывается предложение» поднять ставку страховых взносов не до 34%, а до 32 процентов. «Консервацию» 2% налоговой нагрузки на фонд оплаты труда Минфин предлагает на первое время «пока реформа обязательного медицинского страхования, требующая таких затрат, не готова» за счет отказа от повышения с 2011 года ставки взноса в фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) с 3,1 до 5,1 процента. Минфин включил это предложение в проект «Основных направлений налоговой политики на 2011-2013 годы», проходящих сейчас стадию внутриправительственного обсуждения. Поддерживает эту идею и Минэкономразвития.

Резоны экономистов вполне понятны. Отсрочка повышения ставки до предельного уровня страховых взносов поможет предприятиям сэкономить 230 млрд рублей в год - то есть нагрузка для них с 2011 года возрастет не на 920 млрд, а на 690 млрд рублей. Есть и еще один существенный момент. О связанных с повышением ставки потерях и их негативном влиянии на деловую активность за последний год не говорил только ленивый. Скорее всего, рассрочка внедрения 34%-ных отчислений с фонда оплаты труда смогла бы стать и для работодателей, и для нанятых работников своеобразным моральным стимулом не уводить зарплаты «в тень» даже частично.

Однако, похоже, что этот вопрос меньше всего интересует Минздравсоцразвития, не поддержавшего идею поэтапного повышения нагрузки на бизнес. Судя по материалам СМИ, ведомство больше задели доводы Минфина о неготовности реформы ОМС. Апелляция к тому, что страховые взносы не являются частью налоговой системы и поэтому не могут быть предметом рассмотрения «Основных направлений налоговой политики…», по мнению большинства экспертов, вообще не выдерживает никакой критики. Для бизнеса и экономически активного населения от перемены мест слагаемых сумма все равно не изменится. Да, и мировой опыт свидетельствует об отсутствии столь заформализованного подхода. Во всех странах ОЭСР, например, социальные платежи включены в состав общей фискальной нагрузки и поэтому любое изменение их размера является элементом налоговой политики, а никак не компетенцией исключительно социального ведомства.

Между тем, демографический фактор не оставляет надежды на повышение уровня жизни старшего поколения при существующем алгоритме пенсионной системы. В России, также как и в развитых странах, число работающих, приходящихся на одного пенсионера стремительно сокращается. Если, по данным официальной статистики, в 1999 году одного пенсионера поддерживало почти двое работающих, в прошлом – 1,6, то еще через десять лет, согласно экспертным оценкам, это соотношение может стать паритетным – один к одному. Учитывая постоянно растущую армию чиновников (по данным Росстата более чем на 100 тысяч в год), нагрузка на экономически активное население, занятое производительным трудом, вырастет еще больше.

Управление же средствами будущих пенсионеров Пенсионным фондом не дает значимого результата. Так, весной прошлого года Минфин оценил убытки ПФР от временного размещения пенсионных накоплений в 9,7 млрд рублей. В 2009 году по результатам инвестирования «временно свободных» средств Фонд получил доход в размере 9,6%, что составило 24,25 млрд рублей. Однако управляющие негосударственными пенсионными фондами уверяют, что если бы ПФР передал им средства летом (как это он и делал до кризиса), их годовая доходность составляла бы минимум 20%.

В 2009-ом впервые с 2005 года доходность от инвестирования пенсионных накоплений ВЭБа превысила уровень инфляции. Впрочем, в рэнкинге информационного ресурса pensiamarket.ru, компания, управляющая средствами «молчунов», по прежнему занимает одно из последних мест с результатом 9,52% годовых, да и инфляция в прошлом году была не такой высокой как в прошлые периоды – 8,8% за год. Обогнать рост потребительских цен удалось благодаря более «свободной» инвестиционной декларации. В прошлом году ВЭБу наконец-то добавили инвестиционных инструментов, разрешив помимо госбумаг вкладывать деньги в корпоративные, субфедеральные и ипотечные облигации, а также размещать средства на депозитах банков, чем он и поспешил воспользоваться. Тем не менее, отыграть потери 2008 года не удалось, как, впрочем, и остальным управляющим компаниям.

Доходность же большинства негосударственных пенсионных фондов намного превысила банковские ставки по депозитам. Результат, например, УК «Тройка Диалог» составил 93.76%. Однако в целом негосударственные пенсионные фонды пока еще не оказывают существенного влияния на рост накоплений к заслуженному отдыху. Охват населения дополнительным пенсионным обеспечением остается низким: общее количество участников не превышает 10% экономически активного населения.

В настоящее время «медицинским» фактом стало то, что текущее состояние пенсионной системы превратилось в постоянный источник, увы, уже не краткосрочных бюджетных рисков. При этом ответственность финансовой политики за поддержание макроэкономической стабильности прямо зависит от того, как быстро и в какой мере текущие «приращения» дефицита бюджета ПФР могут быть компенсированы либо непосредственным сокращением госрасходов, либо существенным повышением их эффективности. Обе эти установки чрезвычайно сложны в исполнении. Именно поэтому в экспертном сообществе начинают говорить о том, в «расходных» интонациях правительства уже проскальзывает «греческий» акцент.

Совершенно очевидно, что социальные обязательства не могут расширяться беспредельно. С другой стороны, индексация пенсий на 6,3% с апреля 2010 года – часть еще прошлогоднего пакетного решения об их общем повышении в этом году на 46%. Спору нет, слово, данное пенсионерам, нужно держать. Не менее справедлив, однако, и вывод давно уже сделанный экспертами (Е.Гурвич, Е.Гонтмахер, С.Синельников-Мурылев, В.Назаров, А.Починок и др.): выбранная модель пенсионной реформы обрекает бюджетную систему на устойчивую и долгосрочную несбалансированность.

Отсюда все более актуальной и неотложной оказывается «сдвоенная» задача. Во-первых, найти способы снижения текущих рисков 2010 года, то есть, хотя бы, блокировать рост дефицита ПФР. И, во-вторых, определить параметры структурного маневра в бюджетной и социальной политике, который бы позволил притормозить сползание в крупные финансовые «разломы», неизбежные при нынешней пенсионной архитектуре. «Дорожной карте» ее трансформации, равно как и самому «архитектурному проекту», еще предстоит сложиться. Видимо не за один год. Новый облик пенсионной системы – функция от модернизации экономики, финансов, уклада занятости, социально-политической сферы в целом. В конечном счете, речь идет об обретении пожилыми людьми нового места в обществе. Путь неблизкий, но безальтернативный. В качестве же первых шагов принципиально важно оптимизировать маневр, составная часть которого – использование потенциала накопительной системы.

Инициативы Минздравсоцразвития, прозвучавшие неделей ранее, по мнению аналитиков, перспективны и своевременны. Напомним, так называемый «черновой» вариант концепции развития накопительного пенсионного обеспечения опирается на несколько главных компонентов. В первую очередь, это вывод накопительной части пенсии из системы обязательного пенсионного страхования и перевод ее в систему гражданско-правовых отношений с сохранением обязательного характера.

Второй важный момент – уход с рынка пенсионных накоплений посредников в лице управляющих компаний и перемена правового статуса НПФ. Из некоммерческих организаций они должны стать накопительными фондами, обретая специальную организационно-правовую форму. Это позволит им проводить реорганизации, укрупнения, слияния, привлечения новых инвесторов. Облегчена будет и процедура наследования пенсионных накоплений.

Одновременно на основе выделенных из ВЭБа функций по управлению накоплениями «молчунов» предлагается создать государственный накопительный пенсионный фонд. Надзор же за всеми накопительными структурами (в части соблюдения прав трудящихся граждан) передать Роструду. При этом их операции на финансовом рынке остаются в зоне ответственности ФСФР.

В новой схеме накопительные фонды как участники гражданско-правовых отношений в соответствии с пожеланиями граждан могут делать как пожизненные выплаты, так и в течение любого срока, определенного в договоре. Одновременно предполагается и множественность пенсионных схем в зависимости от расчета пенсионного капитала (фиксированные или «плавающие» взносы), сроков и размера выплат и т.п. Еще одна новация – система градаций пенсионных портфелей по рискам в зависимости от возраста участвующих граждан: чем они старше, тем менее рисковым должен быть индивидуальный портфель ценных бумаг в управлении фонда.

Намеченные преобразования накопительного компонента, по оценкам министерства дадут осязаемые результаты. В совокупности трудовая пенсия (в сумме страховой и накопительной частей) должна составить не менее 70% утраченного заработка при условии 30-летнего страхового стажа. По мнению экспертов ИнСоРа, это пока избыточно оптимистические прогнозы. Реальные очертания вероятного эффекта будут складываться из целенаправленных усилий по развитию собственного финансового рынка, налогового стимулирования индивидуальных частных инвесторов и возможности для них конвертировать доход от операций с ценными бумагами в приросты накопительных пенсионных счетов, реализации программ повышения финансовой грамотности населения и т.п.

Тем менее, подвижки, предпринятые Минздравсоцразвития, заслуживают одобрения. Во-первых, они показывают, что модернизация пенсионной сферы все же возможна. Во-вторых, решения необходимо принимать не позднее 2011 года, иначе острота проблем придет в «точку невозврата» и они станут неразрешимыми.

Теперь главное, чтобы чисто ведомственные и партийные амбиции не стали барьером на пути реформы, а обсуждение конкретных шагов по ее воплощению было действительно широким, учитывающим мнения экспертного сообщества, участников финансового рынка, работодателей и граждан. Марина Войтенко - руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий

—————————————————–

1. Согласно материалам Пенсионного фонда России, в течение 2010 года будут индексироваться трудовые и социальные пенсии. Планируется, что с 1 апреля 2010 года на 6,3% будут увеличены трудовые пенсии. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению с 1 апреля 2010 года будут проиндексированы на 12,0% и еще на 3,5% с 1 июля 2010 года. Помимо этого 1 апреля 2010 года размер ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) будет увеличен на 10%. В результате всех индексаций к концу 2010 года средний размер трудовой пенсии составит 7902 рубля.
В 2009 году пенсии были проиндексированы четыре раза. Первая индексация прошла 1 марта – базовая часть трудовой пенсии была увеличена на 8,7%. 1 апреля и 1 августа был увеличен размер страховой части трудовой пенсии на 17,5% и на 7,5% соответственно. Кроме того, в апреле на 13% был увеличен размер ЕДВ. С 1 декабря базовая часть трудовой пенсии россиян была увеличена еще на 31,4%. В результате к концу года средний размер трудовой пенсии составил 6280 рублей; средний размер социальной пенсии достиг величины прожиточного минимума пенсионера и составил 4268 рублей.

Источник: Политком.RU

3
Март

Модернизация пенсионной системы РФ определит пути ее развития - НАПФ

Автор: moder | Рубрика: Новости

Национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ) считает, что предложения Минздравсоцразвития по модернизации пенсионной системы РФ смогут стимулировать развитие отрасли, но эффект от их внедрения будет определяться способами их реализации.

На прошлой неделе статс-секретарь, заместитель министра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин озвучил видение министерством реформы пенсионной системы РФ. Первый вариант концепции развития накопительного компонента пенсионного обеспечения в РФ, которая призвана исправить упущения реформы 2002 года, был подготовлен рабочей группой, в которую вошли эксперты разных профилей, НИИ труда и социального развития.

“Мы будем поддерживать все, что будет способствовать развитию накопительной составляющей пенсионной системы, развитию системы НПФ, все, что будет способствовать реализации нашими гражданами права перевести их средства в НПФ”, - сказал в интервью РИА Новости президент НАПФ Константин Угрюмов.

По его словам, в концепции есть ряд позиций, которые стимулируют развитие рынка.

“Общие идеи, концептуальные предложения документа не вызывают какого-то отрицания с ходу, но как реализовать эти механизмы, нам на сегодняшний день пока не понятно”, - добавил президент НАПФ.

Вопросы с администрированием

Одной из ключевых составляющих концепции стали предложения по выводу накопительной части пенсии из системы обязательного пенсионного страхования (ОПС) и ее перевод в систему гражданско-правовых отношений с сохранением обязательного характера. Кроме того, предполагалось, что с 2023 года Пенсионный фонд РФ не будет администрировать взносы работодателей в НПФ и государственный накопительный пенсионный фонд.

“Но тогда какой государственный орган будет этим заниматься, как будут защищаться права граждан, если работодатель не захочет переводить свои средства в НПФ - этого пока в концепции нет, - заметил Угрюмов. - Механизм реализации этих предложений требует серьезной проработки, и давать оценку, хорошо это или плохо, сегодня пока рано. Надо понять, как Минздравсоцразвития планирует реализовывать те или иные концептуальные предложения”.

Новый фонд и новый регулятор

Также разработчики концепции посчитали целесообразным создать государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ), который будет действовать на равных условиях с НПФ, и передать надзорные функций за деятельностью таких фондов Роструду.

“Но если все граждане, все “молчуны” автоматом приходят в этот фонд, о каких равных условиях может идти речь? Значит, люди сами должны сделать выбор, заключить договор с этим фондом так же, как и со всеми. Вот эти механизмы не прописаны, потому что это - направление работы”, - подчеркнул также Угрюмов.

Что касается регулятора отрасли, то он должен быть один, уверен глава НАПФ.

“Сегодня у нас регуляторов очень много, а чем больше точек соприкосновения, тем больше между ними разногласий, и у нас - непонимания процесса”, - заметил он, добавив, что решать, кто будет регулятором рынка, “должно правительство, а не НПФ”.

УК должны уйти

Одной из составляющих предлагаемой реформы стал и уход управляющих компаний (УК) с этого рынка.

Эту мера является правильной и подтверждается практикой, считает Угрюмов.

“Зачем управляющей компании тратить средства на привлечение клиентов, если она и так получает эти деньги (накопительную часть пенсии - ред.) в управление от НПФ? Это объективная причина. Более того, НПФ и УК не конкуренты, поскольку привлечение пенсионных средств в НПФ и УК несопоставимо”, - сказал Угрюмов.

В пользу снижения интереса УК к этому рынку говорят и результаты конкурса, который в прошлом году проводила ФСФР, заявок на него не было, напомнил он.

На что менять статус

Минздравсоцразвития высказывалось и пересмотр правового статуса пенсионных фондов, которые сегодня существуют в виде некоммерческих организаций (НКО) и не могут оперативно реагировать на меняющиеся экономические условия. Речь шла и о преобразовании НПФ в накопительные фонды.

По мнению Угрюмова, вопрос, как менять статус, требует тщательного обсуждения, поскольку статус НКО для НПФ имеет как положительную, так и отрицательную составляющие.

“Положительная состоит в том, что все доходы от этой деятельности идут на развитие самого фонда, отрицательная - то, что мы не видим инвестиций в развитие инфраструктуры этой отрасли. Если бы был рецепт, его бы давно реализовали, но пока это - уровень дискуссий”, - констатировал президент НАПФ.

Развивать накопительный элемент

Предложения, озвученные министерством, Угрюмов назвал “эволюционным шагом, направленным на развитие накопительной составляющей пенсии”, но давать окончательные оценки можно будет лишь после того, как будет ясно, возможно ли выработать эти механизмы.

“С некоторыми оценками, которые прозвучали из уст уважаемых людей, я не могу согласиться. Например, с тем, что фонды полностью исчерпали свой потенциал, что фонды не могут выплачивать пожизненные пенсии. На наш взгляд, это слишком категорические оценки”, - сказал президент НАПФ.

Он добавил, что “НПФ успешно осуществляют пожизненные выплаты по корпоративным пенсионным программам”, и на протяжении последних 10-12 лет “никаких вопросов по этому поводу не возникало”.

“Но если что-то можно и нужно сделать для развития системы, а уже пришла пора об этом задуматься, это нужно делать. Все, что касается развития накопительной составляющей - мы будем над этим вместе работать и делать так, чтобы накопительный элемент дальше развивался и достаточно серьезными темпами”, - заключил собеседник агентства.

Источник: РИА Новости