26
Апр

В России предлагают отменить досрочный выход на пенсию

Автор: moder | Рубрика: Новости

В России “прямо сейчас” необходимо принять решение об отмене досрочного выхода на пенсию для отдельных категорий граждан. Об этом заявил ученый секретарь рабочей группы по обновлению “стратегии-2020″ по направлению проведения пенсионной реформы, завлабораторией Института экономической политики им. Егора Гайдара Владимир Назаров. Отметим, что доработкой стратегии по поручению правительства РФ занимается 21 рабочая группа под общим руководством ректора Академии народного хозяйства при Президенте РФ Владимира Мау и ректора ГУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

“Когда крайне низкий пенсионный возраст, то деньги равномерно “размазываются” по широкому кругу получателей. Когда возраст повышается, то создаются реальные возможности для увеличения пенсий. Другое дело, что есть ряд проблем, которые не позволяют это сделать сейчас, не сделав других вещей, а именно, не решив проблему досрочных выходов на пенсию, потому что сейчас 30% граждан выходят даже раньше обычного срока”, – сказал Владимир Назаров.

“Это военнослужащие, милиционеры, шахтеры, балерины, жители Крайнего Севера, это 30% населения. Рассматриваются различные варианты. Мейнстрим такой – что нужно разделить их на две части. Первую часть – тех, кто не имеет отличительных характеристик по трудоспособности, как милиционеры, балерины, военнослужащие, за исключением летчиков, – эти категории постепенно приравнять к обычным пенсионерам. Вторая категория – те, которые действительно теряют свою трудоспособность в относительно раннем возрасте. По ним идеальный случай, когда тоже отменяется”.

При этом “идеальный” – это вариант “с точки зрения общих принципов, когда все закладывается в заработную плату”, поясняет он.

“Их работодатель платит большую заработную плату, но все знают, что они могут уйти (на пенсию) раньше, имея самостоятельные накопления. Возникает вопрос – будет ли функционировать такая система? Они могут потратить свою заработную плату сейчас, потом потерять трудоспособность и потом будут проблемы, поэтому предлагаем ввести профессиональную пенсионную систему, когда работодатель платит за этого работника взносы в накопительную составляющую, и для каждого человека создают пенсионные накопления”, - заявил он.
Но “эту проблему легко решать только по отношению к тем, кто сейчас выбирает этот путь”. По его мнению, полностью этот вопрос можно решить лет за 20, создавая профессиональные пенсионные системы, либо повышая уровень состоятельности граждан, чтобы они сами могли копить на старость.

“Но решение надо принимать просто сейчас. После того, как по ним (по отдельным категориям) будут приняты решения либо выстроена динамика по переходу к страховым принципам, после этого надо принимать решение по пенсионному возрасту”, – настаивает Назаров.

По его прогнозу, есть вероятность, что до 2020 года будет принято решение по повышению пенсионного возраста в России, “но принять решение – не значит повысить возраст”.

“В конце концов, все зависит от цены на нефть. Как мы видим, Украина принимает жесткое решение по женщинам из-за бюджетного кризиса”, – отмечает он.

Источник: РИА Новости

11
Апр

Пенсионная реформа не обойдется без непопулярных мер

Автор: moder | Рубрика: Аналитика / Интервью / Статьи

Пенсионная система - аномалия почище Бермудского треугольника. В 2010 году власти перечислили на покрытие дефицита Пенсионного фонда гигантскую сумму - 2,145 трлн рублей. Без малого четверть федерального бюджета!!! В нынешнем году ситуация усугубится - сумма трансферта вырастет на 80 млрд рублей. А лет через десять, как говорят эксперты, власти будут вынуждены чуть ли не весь федеральный бюджет направлять только на покрытие дефицита пенсионной системы.

Выход один - очередная реформа. Чиновники и аналитики подготовили несколько проектов преобразования. Самый проработанный документ предложил правительству Центр стратегических разработок. Но готово ли государство отдать пенсионерам деньги от приватизации госкомпаний, а население к росту отчислений с зарплат с 13 до 15%?

ПОРОВНУ - И ШАХТЕРУ, И УЧИТЕЛЮ

- Мы не ставим задачу доказать, что нашли какой-то золотой ключик, который решает все проблемы, - говорит Михаил Дмитриев, президент Центра стратегических разработок (ЦСР). - Только хотим показать, что, помимо старой заезженной колеи в развитии пенсионной системы, есть новые перспективные подходы.

«Колея» нынешней пенсионной системы полностью исчерпала себя. Ни стаж, ни уровень зарплат не влияют на размер пенсии. Бывшие шахтеры получают столько же, сколько и учителя. Неудивительно, что многие предприятия урезают выплаты социальных налогов. В итоге, по оценкам ЦСР, за последние 1,5 - 2 года собираемость пенсионных отчислений снизилась на 1 - 1,5% ВВП. Наконец, лекарственная проблема. В прошлом году ряд экспертов и чиновников предлагали профинансировать из бюджета закупку бесплатных медикаментов в размере 1000 рублей на пенсионера в год (хотя на что хватит этой суммы?). Но предложение заблудилось в чиновничьих коридорах.

- Мы бы хотели настроить систему на потребности каждого конкретного человека, - сообщил Дмитриев.

Суть предложения. Повысить срок выхода на пенсию до 63 лет для мужчин и женщин. Но не разом, а в течение 15 лет начиная с 2015 года. Однако повышение пенсионного возраста - не главный пункт реформы. Гораздо важнее заинтересовать все стороны не скупиться. Населению, помимо 13% налога на доходы физических лиц, выделять в счет будущей пенсии еще 2%. Снизить ставку пенсионных отчислений для бизнеса с нынешних 26 до 22%. А государству подпитывать пенсионную систему выручкой от приватизации в размере 0,2 - 0,5% ВВП (в 2010 году власти продали госимущества всего на 0,07% ВВП) и частью доходов Фонда национального благосостояния - заначки от продажи нефти. Перечисленные меры позволят снизить трансферт из бюджета в Пенсионный фонд с нынешних 2,7 до 2,5% ВВП и обеспечить людям достойную старость.

«ПЛАТИМ МАЛО, ЗАТО ПЕНСИЯ СКОРО»

Один из острых вопросов - досрочные пенсии. В России треть населения работают на вредных производствах и на заслуженный отдых выходят начиная с 45 лет.

- Досрочные пенсии назначаются не по страховым принципам, нет источников финансирования, - говорит Валентин Роик, заместитель гендиректора Института труда и социального страхования.

В последние 5 - 10 лет условия труда на вредных производствах кардинально улучшились, поскольку производство модернизируется. А количество льготников растет. По сути дела, бизнес занял иждивенческую позицию. Если есть возможность врезать в Трудовой договор досрочную пенсию, то этим пользуется. «Берем тебя на маленькую зарплату, зато рано выйдешь на пенсию и будешь получать деньги от государства», - обещает работодатель при найме сотрудников. И люди ведутся, поскольку альтернативы часто не существует (куда уйдешь с шахты или металлургического завода, если это градообразующее предприятие?).

Разумеется, работники вредных производств пенсию ждут как манны небесной. А на робкие предложения отменить досрочный выход на пенсию грозят устроить митинги. Опросы показали, что подавляющее большинство льготников готовы отказаться от досрочных пенсий лишь при двукратном увеличении зарплаты.

Каков же выход из положения? Финансироваться досрочные пенсии должны за счет отчислений работодателей и субсидий государства, при этом выход на пенсию по вредности сделать на 5 лет позже. Опросы показывают, что такой вариант население устраивает.

СТАРИКИ «МОЛОДЫЕ» И «СТАРЫЕ»

Расчеты показывают, что новый вариант развития пенсионной системы позволит обеспечить весьма достойную старость. Сейчас средняя пенсия составляет 36,6% от средней зарплаты - будет от 40 до 60%. Правда, степень заботы государства будет зависеть от возраста пенсионера. «Молодые» пенсионеры получают ощутимые выплаты, а в 73 года размер пенсии снижается. Зато появляется пакет медицинских услуг на 100 тысяч рублей в год, который можно истратить на дорогостоящие операции или лечение. Подобные системы работают в развитых странах.

Последний пункт предложения вызвал яростную критику в Минздравсоцразвития. Чиновники считают, что делить пенсионеров на «молодых» и «старых» нельзя. Это противоречит российской Конституции. А в целом идея ЦСР пришлась по душе властям, обещают рассмотреть более детально в правительстве.

МНЕНИЯ

ЗА

Александр ПОЧИНОК, член Совета Федерации: «Сейчас нет «подушки безопасности» от серьезных рисков»

- «Что такое верблюд? Это отредактированный арабский скакун», - говорится в одной притче. Предложенная Центром стратегических разработок реформа пенсионной системы пока похожа на арабского скакуна. Но я боюсь, что после обсуждения в верхах из него получится очередной верблюд. Все предыдущие попытки реформирования пенсионной системы провалились. Власти ставили на первое место политическую целесообразность, боялись принимать решение именно в этот год… В результате
получили недоразвитую накопительную систему.

Расчеты Центра стратегических разработок показывают, что предложенный вариант реформы достаточно стабилен. Заинтересованность в развитии пенсионной системы появляется и у государства, и у работодателей, и у населения. Сейчас этой заинтересованности нет ни у кого. Еще важно: человек сможет формировать траекторию своего поведения в накоплении и выплате пенсии.

Мне нравится подход разделения пенсионеров по возрасту. Пройдет немного времени, и россияне будут жить по 80 лет. Тогда убедимся, что интересы «молодого» и «старого» пенсионера разные. В страховании решена важная проблема. Когда я страхую автомобиль, знаю, что с царапинами к страховщику не пойду, но если я его грохну, то получу серьезную выплату. В пенсионной системе все с точностью до наоборот: уровень пенсий и медицинского обслуживания убирает самые распространенные риски для человека, но «подушки безопасности» перед самыми дорогими и тяжелыми рисками не существует. Недавно прочитал рассказ бывшего соотечественника, который живет в Америке. Пенсия - 1000 долларов. Но ему сделали две операции стоимостью по 150 тысяч долларов каждая - власти все компенсировали. Предоставляют бесплатно лекарства и возможность отдыхать в центре для пенсионеров. Как видим, при относительно небольшой по американским меркам пенсии система страхования рисков для пенсионеров старших возрастов может решить эту проблему.

ПРОТИВ

Оксана ДМИТРИЕВА, депутат Госдумы: «Реформаторы не дружат с математикой»

- Я не в восторге от предложений Центра стратегических разработок. Потому что основные пункты документа повторяют концептуальные просчеты предыдущей реформы. Михаил Дмитриев предлагает не только сохранить, но и активно развивать накопление пенсионных капиталов в управляющих компаниях и негосударственных пенсионных фондах. Эта практика порочна. Реформаторы не дружат с математикой. При переходе от распределительной к накопительной системе государство одновременно должно платить пенсию нынешним пожилым людям и накапливать пенсии для будущих поколений. Для пенсионной системы возникает эффект двойного бремени, который продлится около 50 лет, а ведь это практически жизнь
целого поколения!

Решить проблему можно тремя способами: сократить пенсии относительно средней зарплаты (так было до 2007 года), повысить социальные взносы предприятий (это сделано с 2011 года, а теперь их планируют снизить) либо заменить другим источником. Власти решились на последний вариант - покрывают дефицит бюджета Пенсионного фонда за счет средств федерального бюджета. Но простые расчеты показывают, что эти возможности небезграничны.

Что касается проблемы досрочного выхода на пенсию «по вредности» производства, ее необходимо перекладывать на плечи работодателя. В конце концов пусть или улучшают условия труда, чтобы они не были такими вредными, или оплачивают досрочную пенсию своим работникам.

Источник: Хакасия-Информ

6
Апр

Пенсионная задача решается уравнением

Автор: moder | Рубрика: Аналитика / Интервью / Статьи

РСПП предлагает увеличить пенсионный возраст до 63 лет — для мужчин и женщин

РСПП подготовил концепцию пенсионной реформы, альтернативную проекту Минздравсоцразвития. Бизнес предлагает уравнять срок выхода на пенсию мужчин и женщин, поднять пенсионный возраст до 63 лет и создать частно-государственный гарантийный фонд для пенсионных накоплений.

Комитет РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию во главе с руководителем Института современного развития Игорем Юргенсом подготовил концепцию пенсионной реформы. Материалы будут представлены в конце апреля на «Неделе российского бизнеса».

«Принципиальная позиция РСПП — сохранить обязательность накопительной части пенсии, решить проблему с выплатой досрочных пенсий, создать фонд, гарантирующий сохранность пенсионных накоплений, и обеспечить поэтапное повышение пенсионного возраста до 63 лет», — сообщил член комитета Юрий Люблин.

В РСПП признают, что против повышения пенсионного возраста выступают большинство будущих пенсионеров. Чтобы избежать напряженности, переход должен быть плавным. «Например, с 2015 года объявить ежегодное повышение пенсионного возраста на 3 месяца, чтобы к 2030 году довести его до 63 лет. Рассматривается вариант введения одинакового возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин», — говорит Люблин.

Сейчас возраст выхода для мужчин и женщин разный и составляет 60 и 55 лет соответственно. «Повышение пенсионного возраста влияет на распределительную часть пенсии, которую платит государство. Чем позже выход на пенсию, тем меньше сумма, которую государство должно выплатить», — говорит советник президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Олег Колобаев. Сейчас срок дожития — период, на который при вычислении пенсии делится сумма, накопленная на страховом пенсионном счете, — составляет 160 месяцев для мужчин и 240 месяцев для женщин.

Если возраст выхода на пенсию поднять до 63 лет и сделать одинаковым для мужчин и женщин, это сократит и выровняет срок дожития, говорит председатель правления Первого национального пенсионного фонда Виталий Плотников. «Сейчас мужчин меньше, чем женщин, они уходят на пенсию позже. Фактически деньги переходят от мужчин к женщинам», — пояснил он.

Но решение об увеличении пенсионного возраста женщин на 8 лет может стать «революционным», предупреждает Плотников. «Женщины, которым осталось несколько лет до 55, будут недовольны», — понимает он.

Минздравсоцразвития выступает категорически против повышения пенсионного возраста. В РСПП не согласны. «В Минздраве пишут, что этому препятствует эквивалентная формула расчета пенсий, которая предполагает выплату суммы, равной взносам. Но сейчас работодатель отчисляет в Пенсионный фонд 26% от заработка, а на счет пенсионера идет всего 16%», — напоминает Люблин.

Также РСПП призывает диверсифицировать пенсии.

«Нужна дифференциация. Распределительная система обеспечивает всем средний уровень», — критикует нынешнюю практику соавтор концепции пенсионной реформы от РСПП.

Поэтому нельзя отменять обязательный характер накопительной части пенсии, как предлагает Минздравсоцразвития, считают в РСПП. «У пенсионеров 2030 года, которые в течение 30 лет будут платить взносы со средней зарплаты, доля накопительной части пенсии составит 20—30% от всей суммы», — говорит Люблин.

Аргумент, что отказ от накопительной части пенсии позволит сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда, так как средства вернутся в распределительную систему, в РСПП не считают убедительным. Ради этой цели свыше 22,5 млн застрахованных лиц, родившихся до 1967 года, в 2005 году были выведены из накопительной системы, но проблему дефицита Пенсионного фонда это не решило, напоминают в РСПП.

«Нет никаких гарантий того, что, если реализовать предложение министерства об отмене обязательности пенсионных накоплений в связи с необходимостью покрывать растущий дефицит бюджета ПФР, процесс на этом остановится и в распределительную систему не потребуется более серьезных вливаний», — говорится в документе, подготовленном по итогам оценки доклада Минздравсоцразвития со стороны РСПП.

По мнению Люблина, сокращению дефицита бюджета ПФР в большей степени будет способствовать решение проблемы досрочных пенсий. «На досрочные пенсии ежегодно уходит 30% бюджета ПФР. Механизма выплат нет. Следует ввести механизм аттестации рабочих мест, чтобы оценить количество пенсионеров-досрочников и ввести для них особые правила. Обсуждается возможность введения обязательных взносов для работников», — рассказывает представитель РСПП.

Новация РСПП — гарантийный фонд, обеспечивающий сохранность пенсионных накоплений по принципу Агентства страхования вкладов. Его объем должен быть от 1% до 3% от суммы всех накопительных взносов (140 млрд рублей).

«Этот фонд будет обеспечивать сохранность пенсионных накоплений на момент выхода на пенсию. Количество пенсионеров на год — просчитываемый показатель», — пояснил Люблин.

Участники рынка поддерживают необходимость создания фонда. «Основной вопрос — порядок формирования взносов в него», — говорит вице-президент «Газфонда» Дмитрий Коншин.

По словам Колобаева, обсуждается вариант разделения расходов: часть средств будет государственной, другая — формироваться за счет денег негосударственных пенсионных фондов. «Взносы НПФ будут зависеть от уровня доходности: если он выше инфляции — взнос меньше, и наоборот», — рассказал он.

Источник: Газете.Ru

1
Апр

Пенсионные накопления могут пойти в региональные экономики

Автор: moder | Рубрика: Аналитика / Интервью / Статьи

Сергей Ануфриев, генеральный директор УК «Юграфинанс»

Российская пенсионная система все больше разрастается за счет пенсионных накоплений граждан. И чем больше ресурсов накапливается, тем острее поднимается вопрос эффективности их инвестиций. В 2008 и 2009 гг. размер пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) ежегодно удваивался, и на конец третьего квартала прошлого года, по данным ФСФР, они достигли 147 млрд рублей. В целом по системе объем пенсионных накоплений вырос за 2008 год и первые три квартала 2009 в 1,3 раза до 900 млрд рублей. По оценкам Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), порядка 10 млн из 38 млн населения, за которого реально начисляются взносы, уже стали клиентами негосударственных пенсионных фондов. То, что именно эффективность инвестиций — один из краеугольных вопросов в профессиональном сообществе НПФ и управляющих компаний, показала и конференция «Квалифицированный инвестор», организованная в середине марта НАПФ.

Сейчас инвестировать пенсионные накопления можно только в ограниченный круг финансовых инструментов; в основном, это голубые фишки и облигации, что было вполне обоснованно на начальном этапе пенсионной реформы. Однако инструменты с приемлемым уровнем риска сегодня дают низкую доходность. Например, по гособлигациям доходность не покрывает инфляцию. По признанию некоторых НПФ, практически все УК предлагают им по сути одинаковые стратегии и продукты — инвестировать пенсионные накопления в пропорции 20% акций и 80% облигаций. Ничего удивительного, что доходность, перекрывающую инфляцию, за несколько лет могут показать лишь немногие управляющие компании, которые изначально придерживались агрессивной стратегии, вкладывая максимально возможную долю пенсионных накоплений в акции и до кризиса, и в кризис, и после кризиса.

Однако такая агрессивная, высокорисковая стратегия противоречит сущности инвестиций пенсионных накоплений, где значение имеет не только доходность, но и сохранность. Не менее важно учитывать сущность и характер пенсионных денег россиян. Эти долгосрочные по своей природе ресурсы могли бы играть важную роль в экономике и социальной сфере страны или отдельных регионов. По приблизительным оценкам НПФ «Промагрофонд», в российских регионах, в среднем, сосредоточено порядка 10 млрд рублей пенсионных накоплений жителей региона. Это как раз те средства, которые можно инвестировать в строительство как жилой недвижимость, так и инфраструктурных объектов, которые приносили бы пользу конкретным людям и экономическую выгоду конкретному региону, в отличие от привычных инвестиций в голубые фишки.

В этой связи либерализация рынка пенсионных накоплений, расширение круга инвестиционных инструментов по аналогии с пенсионными резервами может дать новые импульсы отдельным сферам российской экономики. В частности, имеется в виду возможность инвестировать в закрытые ПИФы, в основном, ЗПИФы недвижимости. Примечательно, что уже сегодня по инициативе государства представители госорганов и пенсионного сообщества совместно ищут пути, позволяющие инвестировать пенсионные накопления в развитие жилищно-коммунального хозяйства и строительство жилья.

Однако эффективность инвестиций подразумевает повышение не только доходности, но и ответственности за средства будущих пенсионеров. Поэтому вопрос обеспечения максимальной сохранности инвестиций в ЖКХ и жилье остается открытым. Думаю, что рано или поздно решение будет найдено и тогда роль управляющих компаний в отношениях с НПФ сильно возрастет. Выиграют те УК, которые смогут увидеть на рынке или разработать своими силами лучшие инвестиционные проекты, а также те, кто создаст оптимальные варианты «упаковки» проекта из реального сектора экономики в ценные бумаги, в данном случае в паи ЗПИФа. При этом считаю, что изначально направления и принципы подобного рода проектов предстоит выработать и утвердить совместно менеджменту и учредителям НПФ, с одной стороны, и властям регионов, в которых они будут инвестироваться, с другой. Пока же управляющим компаниям остается отрабатывать данного рода механизмы, задействуя пенсионные резервы НПФ.

Источник: Ведомости