11
Апр

Пенсионная реформа не обойдется без непопулярных мер

Автор: moder | Рубрика: Аналитика / Интервью / Статьи

Пенсионная система - аномалия почище Бермудского треугольника. В 2010 году власти перечислили на покрытие дефицита Пенсионного фонда гигантскую сумму - 2,145 трлн рублей. Без малого четверть федерального бюджета!!! В нынешнем году ситуация усугубится - сумма трансферта вырастет на 80 млрд рублей. А лет через десять, как говорят эксперты, власти будут вынуждены чуть ли не весь федеральный бюджет направлять только на покрытие дефицита пенсионной системы.

Выход один - очередная реформа. Чиновники и аналитики подготовили несколько проектов преобразования. Самый проработанный документ предложил правительству Центр стратегических разработок. Но готово ли государство отдать пенсионерам деньги от приватизации госкомпаний, а население к росту отчислений с зарплат с 13 до 15%?

ПОРОВНУ - И ШАХТЕРУ, И УЧИТЕЛЮ

- Мы не ставим задачу доказать, что нашли какой-то золотой ключик, который решает все проблемы, - говорит Михаил Дмитриев, президент Центра стратегических разработок (ЦСР). - Только хотим показать, что, помимо старой заезженной колеи в развитии пенсионной системы, есть новые перспективные подходы.

«Колея» нынешней пенсионной системы полностью исчерпала себя. Ни стаж, ни уровень зарплат не влияют на размер пенсии. Бывшие шахтеры получают столько же, сколько и учителя. Неудивительно, что многие предприятия урезают выплаты социальных налогов. В итоге, по оценкам ЦСР, за последние 1,5 - 2 года собираемость пенсионных отчислений снизилась на 1 - 1,5% ВВП. Наконец, лекарственная проблема. В прошлом году ряд экспертов и чиновников предлагали профинансировать из бюджета закупку бесплатных медикаментов в размере 1000 рублей на пенсионера в год (хотя на что хватит этой суммы?). Но предложение заблудилось в чиновничьих коридорах.

- Мы бы хотели настроить систему на потребности каждого конкретного человека, - сообщил Дмитриев.

Суть предложения. Повысить срок выхода на пенсию до 63 лет для мужчин и женщин. Но не разом, а в течение 15 лет начиная с 2015 года. Однако повышение пенсионного возраста - не главный пункт реформы. Гораздо важнее заинтересовать все стороны не скупиться. Населению, помимо 13% налога на доходы физических лиц, выделять в счет будущей пенсии еще 2%. Снизить ставку пенсионных отчислений для бизнеса с нынешних 26 до 22%. А государству подпитывать пенсионную систему выручкой от приватизации в размере 0,2 - 0,5% ВВП (в 2010 году власти продали госимущества всего на 0,07% ВВП) и частью доходов Фонда национального благосостояния - заначки от продажи нефти. Перечисленные меры позволят снизить трансферт из бюджета в Пенсионный фонд с нынешних 2,7 до 2,5% ВВП и обеспечить людям достойную старость.

«ПЛАТИМ МАЛО, ЗАТО ПЕНСИЯ СКОРО»

Один из острых вопросов - досрочные пенсии. В России треть населения работают на вредных производствах и на заслуженный отдых выходят начиная с 45 лет.

- Досрочные пенсии назначаются не по страховым принципам, нет источников финансирования, - говорит Валентин Роик, заместитель гендиректора Института труда и социального страхования.

В последние 5 - 10 лет условия труда на вредных производствах кардинально улучшились, поскольку производство модернизируется. А количество льготников растет. По сути дела, бизнес занял иждивенческую позицию. Если есть возможность врезать в Трудовой договор досрочную пенсию, то этим пользуется. «Берем тебя на маленькую зарплату, зато рано выйдешь на пенсию и будешь получать деньги от государства», - обещает работодатель при найме сотрудников. И люди ведутся, поскольку альтернативы часто не существует (куда уйдешь с шахты или металлургического завода, если это градообразующее предприятие?).

Разумеется, работники вредных производств пенсию ждут как манны небесной. А на робкие предложения отменить досрочный выход на пенсию грозят устроить митинги. Опросы показали, что подавляющее большинство льготников готовы отказаться от досрочных пенсий лишь при двукратном увеличении зарплаты.

Каков же выход из положения? Финансироваться досрочные пенсии должны за счет отчислений работодателей и субсидий государства, при этом выход на пенсию по вредности сделать на 5 лет позже. Опросы показывают, что такой вариант население устраивает.

СТАРИКИ «МОЛОДЫЕ» И «СТАРЫЕ»

Расчеты показывают, что новый вариант развития пенсионной системы позволит обеспечить весьма достойную старость. Сейчас средняя пенсия составляет 36,6% от средней зарплаты - будет от 40 до 60%. Правда, степень заботы государства будет зависеть от возраста пенсионера. «Молодые» пенсионеры получают ощутимые выплаты, а в 73 года размер пенсии снижается. Зато появляется пакет медицинских услуг на 100 тысяч рублей в год, который можно истратить на дорогостоящие операции или лечение. Подобные системы работают в развитых странах.

Последний пункт предложения вызвал яростную критику в Минздравсоцразвития. Чиновники считают, что делить пенсионеров на «молодых» и «старых» нельзя. Это противоречит российской Конституции. А в целом идея ЦСР пришлась по душе властям, обещают рассмотреть более детально в правительстве.

МНЕНИЯ

ЗА

Александр ПОЧИНОК, член Совета Федерации: «Сейчас нет «подушки безопасности» от серьезных рисков»

- «Что такое верблюд? Это отредактированный арабский скакун», - говорится в одной притче. Предложенная Центром стратегических разработок реформа пенсионной системы пока похожа на арабского скакуна. Но я боюсь, что после обсуждения в верхах из него получится очередной верблюд. Все предыдущие попытки реформирования пенсионной системы провалились. Власти ставили на первое место политическую целесообразность, боялись принимать решение именно в этот год… В результате
получили недоразвитую накопительную систему.

Расчеты Центра стратегических разработок показывают, что предложенный вариант реформы достаточно стабилен. Заинтересованность в развитии пенсионной системы появляется и у государства, и у работодателей, и у населения. Сейчас этой заинтересованности нет ни у кого. Еще важно: человек сможет формировать траекторию своего поведения в накоплении и выплате пенсии.

Мне нравится подход разделения пенсионеров по возрасту. Пройдет немного времени, и россияне будут жить по 80 лет. Тогда убедимся, что интересы «молодого» и «старого» пенсионера разные. В страховании решена важная проблема. Когда я страхую автомобиль, знаю, что с царапинами к страховщику не пойду, но если я его грохну, то получу серьезную выплату. В пенсионной системе все с точностью до наоборот: уровень пенсий и медицинского обслуживания убирает самые распространенные риски для человека, но «подушки безопасности» перед самыми дорогими и тяжелыми рисками не существует. Недавно прочитал рассказ бывшего соотечественника, который живет в Америке. Пенсия - 1000 долларов. Но ему сделали две операции стоимостью по 150 тысяч долларов каждая - власти все компенсировали. Предоставляют бесплатно лекарства и возможность отдыхать в центре для пенсионеров. Как видим, при относительно небольшой по американским меркам пенсии система страхования рисков для пенсионеров старших возрастов может решить эту проблему.

ПРОТИВ

Оксана ДМИТРИЕВА, депутат Госдумы: «Реформаторы не дружат с математикой»

- Я не в восторге от предложений Центра стратегических разработок. Потому что основные пункты документа повторяют концептуальные просчеты предыдущей реформы. Михаил Дмитриев предлагает не только сохранить, но и активно развивать накопление пенсионных капиталов в управляющих компаниях и негосударственных пенсионных фондах. Эта практика порочна. Реформаторы не дружат с математикой. При переходе от распределительной к накопительной системе государство одновременно должно платить пенсию нынешним пожилым людям и накапливать пенсии для будущих поколений. Для пенсионной системы возникает эффект двойного бремени, который продлится около 50 лет, а ведь это практически жизнь
целого поколения!

Решить проблему можно тремя способами: сократить пенсии относительно средней зарплаты (так было до 2007 года), повысить социальные взносы предприятий (это сделано с 2011 года, а теперь их планируют снизить) либо заменить другим источником. Власти решились на последний вариант - покрывают дефицит бюджета Пенсионного фонда за счет средств федерального бюджета. Но простые расчеты показывают, что эти возможности небезграничны.

Что касается проблемы досрочного выхода на пенсию «по вредности» производства, ее необходимо перекладывать на плечи работодателя. В конце концов пусть или улучшают условия труда, чтобы они не были такими вредными, или оплачивают досрочную пенсию своим работникам.

Источник: Хакасия-Информ