28
Июнь

Пенсионный «совок»

Автор: moder | Рубрика: Аналитика / Интервью / Статьи

Старт новой пенсионной реформы назначен правительством на 2014 год. Пока профильное министерство — здравоохранения и социального развития — изложило лишь ее общие контуры. Главный смысл предложений Минздрава — в отказе от пенсионной формулы 2002 года, благодаря которой впервые в отечественной практике была введена в действие обязательная накопительная система. Возможность работающим гражданам с молодых лет самим копить себе на старость — краеугольный принцип пенсионных моделей, используемых во всех ведущих экономиках мира. Казалось бы, и нашим властям такой подход требовалось развивать, рекламировать, совершенствовать… Но недолго музыка играла. Очередная реформа, похоже, ставит крест на надеждах тех, кто собирался накопить себе на достойную старость.

Тайна четвертого пункта

С 2014 года Минздрав предлагает перейти на новую формулу расчета пенсий, которая сводится к четырем пунктам. Первый: максимальная пенсия 75% от зарплаты возможна лишь при наличии стажа 30 лет. Второй: вводятся ограничения по максимальному размеру зарплаты, с которой берутся взносы в Пенсионный фонд. Какими они будут — пока неизвестно. К примеру, сейчас пенсии начисляются, исходя из потолка зарплат 463 тыс. рублей в год, или около 39 тыс. рублей в месяц. Можно зарабатывать хоть по миллиону долларов в месяц, но пенсию тебе будут начислять только из расчета 39 тыс. рублей — и ни копейки больше. Третий: пенсии будут индексироваться в соответствии с темпами роста инфляции и средней зарплаты в стране. И наконец, четвертый: правительство имеет право корректировать размер пенсий, исходя из демографических и макроэкономических обстоятельств.

Об обоснованности первых трех пунктов еще можно как-то рассуждать. Например, о том, что включение в формулу фактора 30-летнего стажа фактически идентично повышению пенсионного возраста, по крайней мере для женщин, чей трудовой стаж в России сейчас зачастую меньше 30 лет из-за декретных отпусков и времени на получение высшего образования. Но все эти рассуждения полностью обессмысливает четвертый пункт. Если перевести его с бюрократического языка на русский, то он означает следующее. Правительство имеет право в любой момент сказать: «Ребята, у нас плохая макроэкономическая ситуация, поэтому мы вводим понижающий коэффициент при расчете пенсии».

Наличие такого пункта означает только одно: правительство уверено, что с экономикой в ближайшей перспективе дела у нас будут обстоять плохо. Потому что пенсионная система не существует сама по себе: она базируется на отчислениях от зарплат, а зарплаты, в свою очередь, зависят от состояния экономики в целом. Власти заранее «стелят соломку» и готовы при случае сэкономить на деньгах будущих пенсионеров.

Копить — вредно?

Одна из главных интриг новой реформы: что же будет происходить с накопительной частью пенсии? Те четыре пункта, что обнародовал Минздрав, ответа на этот вопрос не дают. Надо полагать, не случайно. Дело в том, что принципиальная позиция министерства сводится к тому, чтобы эту часть пенсии вовсе ликвидировать. Другое дело, что просто так это сделать невозможно. Ведь начиная с 2002 года за каждого работника 1967 года рождения и моложе его работодатель перечисляет определенный процент в рамках страховых взносов (ранее — в рамках Единого социального налога) на накопительную часть пенсии. Раньше эти перечисления составляли 2%, потом — 4%, а с 2011 года — 6%. Всего за 9 лет набежал почти 1 трлн рублей.

Минздрав предпочел бы эти деньги не откладывать на старость будущим пенсионерам, а заткнуть ими дыру в бюджете Пенсионного фонда РФ (его дефицит как раз составляет около 1 трлн рублей). Но просто так взять и потратить эти деньги министерство не имеет права. Для этого придуман хитрый способ: любой желающий получает возможность написать заявление в Пенсионный фонд — дескать, прошу перевести накопительную часть моей пенсии в страховую. Если не написал, то твои деньги продолжают накапливаться, как и раньше. Но уж если написал, то извини: эти деньги выводятся из инвестирования, и Минздравсоцразвития получает возможность, по воле самого работника, тратить их не на этого самого работника, а на сегодняшних пенсионеров.

Ну а для того, чтобы подтолкнуть людей к нужному решению, Минздравсоцразвития умело оперирует цифрами. Его чиновники говорят: посмотрите, к 2022 году, когда выйдет на пенсию большинство женщин 1967 года рождения, на их счету будет в среднем по 100 тысяч. И если разделить эту сумму на весь срок дожития (среднестатистический период от момента выхода на пенсию до момента смерти), то получится дополнительно по 600–700 рублей в месяц. Негусто, даже на фоне нынешних небольших пенсий (их средний размер приблизился к 10 тыс. рублей в месяц). Так не лучше ли обезопасить эти деньги, переведя их в государственные обязательства, из которых формируется будущая страховая часть пенсии? То есть чиновники подводят людей к тому, что копить деньги на старость бессмысленно — все равно сгорят.

Какая же возможная альтернатива этому грабительскому варианту? Она заключается в том, что накопительную часть пенсии надо не сворачивать, а, наоборот, расширять. Да, нужно реально смотреть на вещи: те, кому сегодня за 45, вряд ли успеют скопить серьезные суммы в рамках действующей пенсионной системы. Но те, кто молод и только начинает трудовую деятельность, вполне могут взять заботу о своих пенсиях в собственные руки. Для них взносы в накопительную пенсионную систему надо резко поднимать — до 10–15% от зарплаты. Тогда есть шанс, что к старости у них накопится сумма, дополнит страховую часть пенсии не несколькими сотнями, а несколькими тысячами рублей. Ради такой прибавки, наверное, стоит потрудиться в течение жизни.

Но пенсионное накопительство может стать успешным, только если по всей стране будет создана соответствующая инфраструктура. Доступ к негосударственным пенсионным фондам должны иметь не только продвинутые обитатели мегаполисов, но и жители абсолютно каждого уездного урюпинска. Понятно, что добиться этого нелегко. Минздраву гораздо проще умыть руки, что он и пытается сделать.

По милости государства

Интрига с накопительной частью пенсии касается только тех, кому меньше 44 лет. Но и тем, кто гораздо старше, рассчитать сегодня, каким образом изменятся с 2014 года размеры их пенсий, невозможно: в формуле Минздрава пока слишком много недостает составляющих.

Однако кое-какие выводы сделать можно. В ближайшие годы пенсии будут индексироваться по инфляции, и не более того. Надеяться на увеличение зарплат при слабом росте экономики не приходится. А если вместо роста случится спад, то государство и вовсе оставляет за собой право снижать пенсии по своему усмотрению. Значит, в обозримой перспективе претендовать на большую пенсию от государства человек не может, каким бы высокооплачиваемым работником он ни был. В результате люди молодого и среднего поколения через 20–30 лет будут получать от государства пенсию, размер которой по покупательной способности вряд ли превысит ту, которую получают пожилые люди сегодня, то есть маленькую и не обеспечивающую достойную жизнь.

По сути, Минздрав возвращает нас к советской системе патернализма и иждивенчества. Чиновники вдалбливают нам в голову нехитрую мысль: в старости, дорогие сограждане, вы, как и при «совке», будете зависеть от милости государства, которое будет вам платить сколько сможет. И скажите за это спасибо!

Источник: «The New Times»

24
Июнь

Какую пенсию заслужил народ?

Автор: moder | Рубрика: Аналитика / Интервью / Статьи

Пенсия сегодня волнует всех: нынешних пенсионеров интересует размер и график увеличения, будущих — сколько скопится на накопительном счету, согласно пенсионной реформе, и не прогорят ли эти деньги. «Труд-7» задал экспертам интересующие читателей вопросы.

Для будущих пенсионеров

— Часто слышу, что у будущей пенсии две части — страховая и накопительная. Поясните, как идут на них отчисления и зачем нужно это деление?

— На эти две части разделяются средства страховых взносов ваших работодателей. Страховая часть формируется за счет страховых взносов, поступивших после 1 января 2002 года, а также путем преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных вами до 2002 года. В состав страховой части входит фиксированный базовый размер. С 1 февраля 2011 года фиксированный базовый размер пенсии по старости составил 2963,7 рубля. Средства страховой части вашей будущей пенсии фиксируются на вашем индивидуальном лицевом счете и ежегодно индексируются государством в соответствии с ростом средней заработной платы и ростом доходов ПФР в расчете на одного пенсионера, но не свыше роста доходов Пенсионного фонда. Обратите внимание: физически эти деньги направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

Накопительная часть трудовой пенсии формируется: в обязательном порядке у работающих граждан 1967 года рождения и моложе за счет уплаты работодателем в ПФР страховых взносов (в 2011 году — 6% от фонда оплаты труда гражданина, но не более 463 тысяч рублей в год). Накопительная часть трудовой пенсии также есть у мужчин 1953–1966 годов рождения и женщин 1957–1966 годов рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 год включительно уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве. При этом указанная категория граждан также вправе осуществлять выбор управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда для инвестирования средств пенсионных накоплений.

В добровольном порядке накопительная часть формируется у участников Программы государственного софинансирования пенсии за счет собственных добровольных страховых взносов, средств государственного софинансирования и взносов работодателей, если они являются третьей стороной этой программы. Средства накопительной части вашей будущей пенсии учитываются ПФР в специальной части вашего индивидуального лицевого счета. По вашему решению они передаются одной из управляющих компаний или негосударственному пенсионному фонду для инвестирования.

— Говорят, что своими пенсионными накоплениями можно управлять. Что для этого надо делать? Где можно получить информацию о результатах инвестирования средств?

— Это значит, что накопительная часть будет вкладываться в ценные бумаги с целью получения дохода для будущего пенсионера. Если вы хотите перевести свои пенсионные накопления в управляющую компанию (УК) или негосударственный пенсионный фонд (НПФ), нужно до 31 декабря текущего года подать в любое Управление Пенсионного фонда заявление о переводе пенсионных накоплений. Важно: ваши деньги будут инвестироваться по-новому с апреля следующего года.

Информация о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений управляющей компанией, которую вы выбрали, указывается в извещении о состоянии специальной части вашего индивидуального лицевого счета, которое ежегодно рассылает ПФР.

А информация о результатах инвестирования негосударственным пенсионным фондом — в извещении о состоянии пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии, которое ежегодно должен направлять НПФ. Кроме того, можно ознакомиться с информацией о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений в управляющих компаниях.

Для прибывших из СНГ

— Живу в Молдове, хочу приехать жить к детям в Россию. Смогу ли получать в РФ пенсию? Какую?

— Граждане стран СНГ, прибывшие на постоянное место жительства в РФ, имеют право на пенсионное обеспечение в РФ.

При этом выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством РФ. Механизм пенсионного обеспечения граждан, прибывших в РФ из стран СНГ, подробно прописан в соответствующих международных договорах.

А как у них?

В Греции на 4,5 тысячи умерших граждан из госбюджета выделялось 16 млн. евро в год. Об этом в СМИ заявила министр труда и социального страхования страны Лука Кацели. Теперь министерство расследует, живы ли еще около 9 тысяч долгожителей, чей возраст превысил 100 лет. Чиновники, как оказалось, знали об этой схеме. Так, в августе 2010 года замминистра труда Греции заявлял, что правительство примет меры против граждан, «забывших» сообщить о смерти родственника. Однако до сих пор греческие власти так и не смогли решить проблему социального мошенничества.

Источник: «Труд-7»

17
Июнь

Ещё раз о пенсионном возрасте

Автор: moder | Рубрика: Новости

Повышение пенсионного возраста в России неизбежно, его необходимо начать не позднее 2015 года, сообщил руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсей Гурвич.

В настоящее время пенсионный возраст в России для мужчин составляет 60 лет, для женщин - 55 лет. Вопрос о возможности и целесообразности повышения этой планки обсуждается уже много лет. В частности, вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин говорил в 2010 году, что такое решение необходимо принять в течение ближайших пяти лет. В мае этого года премьер-министр Владимир Путин отметил, что правительство РФ может вернуться к вопросу пересмотра пенсионного возраста не раньше, чем через пять лет.

“Мы уже прошли максимум предложения рабочей силы, и она уже начинает падать, по прогнозам, особенно резкое падение будет через несколько лет в 2014-2016 году. По-хорошему давно надо было объявить (о повышении пенсионного возраста - ред.), чтобы пополнить недостачу рабочей силы за счёт молодых пенсионеров, начинать не позже 2015 года, но всё равно процесс сам будет растянутым”, - сказал Гурвич.

По его словам, ЭЭГ разработала несколько вариантов увеличения пенсионного возраста.

Минимальный вариант предусматривает увеличение до 62 лет для мужчин и до 60 лет для женщин, максимальный - до 63 лет для обоих полов. “Это, конечно, постепенно должно идти. В мире нигде не бывает реформ, где больше, чем по полгода в год. От одного месяца до шести месяцев (повышение пенсионного возраста в год - ред.)”, - сказал руководитель ЭЭГ.

Он высказал мнение, что необходимо объявить о начале повышения пенсионного возраста как можно скорее. При этом он напомнил, что объявлять о грядущем повышении пенсионного возраста надо задолго до самих действий.

Также Гурвич предостерёг, что “чем больше мы затягиваем принятие неизбежного повышения пенсионного возраста, чем более уходим от проблемы, тем потом будет труднее”. “Последнее время тоже регулярно говорят, что это нам это не нужно… Вместо того, чтобы готовить к неизбежному, нам наоборот создают неправильные иллюзии, и чем дольше мы их создаём, тем труднее их будет развеивать”, - предостерегает эксперт.

Согласно расчётам экспертов, повышение пенсионного возраста до 62 лет до мужчин и до 60 лет для женщин в разные годы принесёт до 2 процентов ВВП. “Для того, чтобы поддерживать тот же коэффициент замещения, с учётом демографической ситуации, необходимо всё больше ресурсов. Соответственно нужны меры, чтобы сокращать эти расходы”, - пояснил он.

Сейчас все пенсионные расходы из различных источников составляют 10 процентов ВВП.

Источник: Красноярский рабочий

9
Июнь

Пенсионная реформа застряла в словесных баталиях

Автор: moder | Рубрика: Аналитика / Интервью / Статьи

Эксперты и участники рынка предлагают лишить Минздравсоцразвития функции регулятора пенсионной системы, так как, по их мнению, ведомство с ней не справляется. Это ответный шаг Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов на заявление замглавы Минздравсоцразвития Юрия Воронина о том, что обязательную накопительную часть пенсии нужно отменить. В ведомстве к атаке рынка относятся спокойно, указывая на возможные лоббистские интересы экспертов.

Сейчас работодатели отчисляют в Пенсионный фонд РФ (ПФР) 26% от фонда оплаты труда сотрудника. Для россиян младше 1967 года рождения весь платеж поступает на страховую часть пенсии (без накопительного компонента). Для родившихся после 1967 года на страховую часть перечисляется только 20%, оставшиеся 6% идут на накопительную. Введенная в 2002 году накопительная система должна была решить проблему низких пенсий: будущие пенсионеры копили бы себе прибавку к пенсии сами.

Накопительную часть пенсий граждане (пенсионный права формируются у 71,6 млн россиян) раз в год могут передать в управление в один из полутора сотен негосударственных пенсионных фондов (НПФ), в управляющую компанию или оставить в управлении государственного Внешэкономбанка (ВЭБ). По данным Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), в прошлом году при инфляции 8,8% средняя доходность пенсионных накоплений в НПФ составила 10,7% (разброс доходности от 8% до 17%), а в ВЭБе – 7,6%. Клиентами НПФ сейчас являются более 11 млн человек.

Копить или бороться с дефицитом

Накопительную часть пенсии предполагалось развивать. Работающих убеждали, что, увеличивая индивидуальные накопления, они на пенсии смогут жить не хуже, чем пенсионеры развитых стран.

Параллельно с накоплением на собственную старость работающее поколение должно было платить пенсии действующим пенсионерам. Отчислений в Пенсионный фонд не хватало для того, чтобы и платить, и копить. В итоге “дыру” в бюджете ПФР пришлось покрывать из доходов федерального бюджета. Но в 2010 году дефицит бюджета ПФР, по данным Минздравсоцразвития, достиг 1,3 трлн рублей при общей величине расходов в 4,5 трлн рублей. Такой дефицит, по мнению экспертов, как раз и стал одной из причин, по которой Минздравсоцразвития начал разрабатывать идею отказа от обязательного накопительного компонента.

Нашла коса на камень

Позиция Минздравразвития о ликвидации обязательной накопительной части пенсии и слова замглавы ведомства Юрия Воронина о необходимости проведения референдума по этому вопросу были крайне негативно встречены и экспертами, и участниками рынка пенсионных накоплений.

Дров в костер конфликта подбросил и громкий скандал с пенсионными накоплениями, когда 1,7 тысяч граждан постфактум узнали, что их пенсионные отчисления недобросовестные агенты (которые заключают договоры на перевод денег из одного пенсионного фонда в другой) перевели в три НПФа. В итоге ПФР расторг трансферагентские соглашения с тремя провинившимися НПФ из-за жалоб граждан на незаконный перевод их пенсионных накоплений.

Дискуссия о путях развития пенсионной системы в России перешла в стадию острого конфликта. “Это беспрецедентная атака на НПФы”, – заявил 8 июня на пресс-брифинге президент НАПФ Константин Угрюмов.

Участники рынка обвиняют министерство в неготовности принять необходимые нормативные акты. В частности, сейчас по закону НПФ не может выплачивать накопительную часть трудовой пенсии, так как в законе о трудовых пенсиях нет ни слова об НПФ, говорит Константин Угрюмов.

“Минздравсоцразвития – плохой регулятор пенсионной системы”, – еще более категоричен председатель экспертного совета при Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений при президенте РФ Михаил Дмитриев. Вместо повышения эффективности своей работы министерство дестабилизирует работу НПФ, поясняет он. К тому же, ведомство не справляется с разработкой стратегии реформы.

Участники рынка и эксперты предлагают передать функции регулятора пенсионной системы “мегарегулятору”.

Этим мегарегулятором должны стать и чиновники экономических министерств, и участники рынка управления пенсионными накоплениями, и эксперты, и представители граждан, например, профсоюзы. Создание такой структуры снизит накал страстей при обсуждении пенсионной реформы, полагает Дмитриев.

Пенсионное противостояние

“К чему бы ни призывали представители НАПФ, Минздравсоцразвития всегда будет одним из основных участников процесса совершенствования пенсионной системы. Просто потому, что только специалисты министерства понимают функционирование пенсионной системы в комплексе”, – сказал источник в Минздравсоцразвития.

Претензии оппонентов чиновники не признают.

“Все публичные обвинения представителей НАПФ в адрес Минздравсоцразвития не имеют под собой реальных фактов. К примеру, Минздравсоцразвития никогда не призывало к ликвидации накопительного компонента, – пояснил представитель ведомства. – Министерство предлагает только предоставить всем застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования право выбора: куда направить 6% тарифа страховых взносов, которые уплачивает за них работодатель, – на накопительную часть трудовой пенсии или на страховую”.

В ведомстве заявления участников рынка называют популистскими и полагают, что представители НПФ лоббируют определенное законодательное решение. “То, которое позволило бы им выплачивать накопительную часть пенсии не пожизненно (что является основной характеристикой пенсионного страхования), а только в течение семи лет для всех граждан, которые доверили им управление своими пенсионными средствами”, – утверждает представитель Минздравсоцразвития. Со своей стороны, Константин Угрюмов сообщил 8 июня, что НПФы “способны выплачивать пожизненную пенсию”.

Реформа пенсионной системы продолжается. Чиновники еще не приняли решение о размере страховых взносов, что будет оказывать непосредственное влияние на размер будущей пенсии. Минздравсоцразвития пока не обнародовало стратегию долгосрочного развития пенсионной системы. Вариантов реформирования – масса, и сейчас уже кажется, что пенсионная реформа в России, стартовавшая в 2002 году, может оказаться бесконечной.

Источник: РИА Новости