21
Ноя

Пенсионная система России “пощипала” западную модель

Автор: moder | Рубрика: Аналитика / Интервью / Статьи

Проблема реформирования пенсионной системы остро стоит во многих странах мира. Причиной тому не только демографический кризис, ставший бедствием для развитых государств, но и общее снижение экономического роста стран. Эти проблемы актуальны и для России. Последняя пенсионная реформа стартовала у нас в 2002 году, следующая произойдет уже в 2010-м. Однако мир мы ею не удивим: многие вещи мы почерпнули у Запада.

Германия: рай для пенсионера

Немецкие пенсионеры являются одними из наиболее обеспеченных в мире. Произошло это благодаря тому, что с первых лет строительства послевоенной ФРГ проблеме обеспечения пожилых и нетрудоспособных уделялось большое внимание. В основу  пенсионной реформы  были положены идеи так называемого договора солидарности между поколениями. Было произведено перераспределение доходов в пользу стариков (послетрудового поколения) и детей (предтрудового поколения) посредством отчислений работников и предпринимателей. Кроме того, размеры пенсий стали рассчитываться индивидуально с учетом как сделанных взносов (то есть стажа работы и размера предыдущей заработной платы), так и текущей зарплаты, а вместо индексации пенсий в соответствии с инфляцией предусматривались регулярные повышения пенсий в зависимости от общеэкономического развития и соответствующего роста заработной платы в стране.

За годы существования система зарекомендовала себя как достаточно эффективно выполняющая свои функции. Но в 2002 году ее пересмотрели. Принципы остались прежними, однако к государственному пенсионному обеспечению по возрасту добавляются так называемые добровольные профессиональные и личные пенсионные накопления.

Как у нас. Специалисты, работавшие над отечественной пенсионной системой, позаимствовали у немцев некоторые идеи. Первая: в нашей стране часть средств из страховых взносов, которые уплачивают работодатели за своих работников, также идут на выплаты базовой части трудовой пенсии нынешних пенсионеров. Вторая: с 2010 года размер пенсии будет зависеть от уровня средней заработной платы в стране. К сожалению, новшества последней немецкой пенсионной реформы в нашей стране вводить слишком рано: мы пока не готовы к личным пенсионным накоплениям.

Швеция: образец для подражания

С 1999 года Швеция является родиной новой типологии пенсионных систем, которую в той или иной степени стали реализовывать многие страны, в том числе  и наша. Согласно ей пенсия состоит из трех частей: условно-накопительной, накопительной и гарантированной. Первая часть является распределительной. Ее размер прямо зависит от заработной платы работника и формируется из взносов, составляющих 16% заработной платы. Условно-накопительная часть индексируется с учетом темпов роста заработной платы и демографической ситуации в стране.

Размер накопительной пенсии зависит от заработной платы работника, отчисляющего 2,5% заработной платы на индивидуальный пенсионный счет. На счетах размещаются средства, которыми управляют пенсионные фонды, инвестируя их с использованием рыночных механизмов. Работник имеет возможность выбрать частный пенсионный фонд или даже несколько фондов, где он размещает свои накопления.

Гарантированная пенсия выплачивается тем гражданам, которые получают маленькую условно-накопительную и накопительную пенсию или вовсе их не получают. Она финансируется из государственного бюджета и выплачивается по достижении 65 лет. В полном размере она устанавливается тем людям, которые прожили в стране 40 лет после того, как достигли

25-летнего возраста. За каждый недостающий год размер гарантированной пенсии уменьшается на 1/40.

Как у нас. Мы позаимствовали у шведов “разбивку” пенсии, присвоив каждой из ее частей примерно те же функции, что и специалисты Королевства.  Так, накопительная, условно-накопительная и гарантированная части - это страховая, накопительная и базовая доли, из которых состоит трудовая пенсия россиянина. С 2010 года в России вводится фиксированный базовый размер страховой части пенсии. Он будет соответствовать размеру базовой части трудовой пенсии, установленной на 31 декабря 2009 года в зависимости от вида пенсии. Индексация фиксированного размера будет производиться  постановлением Правительства РФ в зависимости от роста средней заработной платы по стране и доходов ПФР. Также с 2015 года при назначении трудовой пенсии по старости фиксированный базовый размер страховой части пенсии будет повышаться  на 6% за каждый год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, и уменьшаться на 3% за каждый год недостающего стажа.

Чили: на чужих ошибках учатся

Основная тенденция всех пенсионных реформ - отказ от распределительной государственной системы пенсионного обеспечения населения и переход на накопительную. Как правило, этот процесс сопровождается приватизацией институтов, имеющих допуск к пенсионным накоплениям граждан. Многие ученые и экономисты с энтузиазмом восприняли чилийскую пенсионную реформу начала 80-х годов, в ходе которой более 90% населения стали накапливать свои пенсионные сбережения в частных пенсионных фондах. Долгое время достижения чилийских реформаторов расценивались как экономическое чудо. Однако чуда не произошло. Когда на пенсию вышло первое пореформенное поколение, стало ясно: реформа с треском провалилась.

В годы проведения приватизации пенсионной системы чилийцы могли выбрать между государственной и частной системами. У людей появились индивидуальные счета, на которые отчислялось приблизительно 10% от зарплаты. Этот выбор был одноразовым: уйдя в частный сектор, уже нельзя было вернуться в государственный. Постепенно почти 90 процентов трудоспособного населения перешло в частную систему пенсионного обеспечения.

В чем причина провала реформы? Их несколько. Издержки по содержанию частных пенсионных фондов оказались очень велики. Чтобы победить жесткую конкуренцию, пенсионным фондам приходится изрядно тратиться на маркетинговые программы. Управление фондами тоже недешево: чтобы грамотно вкладывать пенсионные накопления клиентов, фонды приглашают высокопрофессиональных менеджеров с высокой зарплатой. Государственные фонды оказались значительно дешевле в содержании и проще в оперативном управлении.

Как у нас. Печальный опыт Чили стал предупреждением для реформаторов российской пенсионной системы. Так, граждане, получившие возможность распоряжаться пенсионными накоплениями, передавая их в государственное управление или негосударственные пенсионные фонды, могут менять управляющих так часто, как им хочется. Условие одно: государственная УК или НПФ имеет право распоряжаться пенсионными накоплениями граждан в течение одного финансового года.

Источник: Краснодарские известия