17
Ноя

Пенсионный базис

Автор: admin | Рубрика: Аналитика / Интервью / Статьи

Прорыв в сфере коллективных инвестиций должен начаться с активизации пенсионной реформы и усиления розничных позиций НПФ. Сохранение нынешних масштабов пенсионной системы и дальнейшее вялое реформирование — это прямая дорога к бюджетному и социально-экономическому кризису

Мировой опыт построения систем негосударственного пенсионного обеспечения и долгосрочного страхования жизни показывает, что они должны выполнять три ключевых функции: гарантировать обществу социальную защищенность и стабильность, поддерживать устойчивость государственной распределительно-накопительной пенсионной системы, а также формировать долгосрочный инвестиционный ресурс для системы финансовой.

Российская действительность добавляет еще одну задачу: рынки НПО и ДСЖ должны помочь сектору коллективных инвестиций совершить прорыв: из мизерной части финансового рынка превратиться в системообразующий элемент отечественной экономики. Как показал кризис, именно НПФ и ПИФ оказывали стабилизирующее воздействие на динамику котировок рынка акций на фоне бегства зарубежных инвесторов, проявив себя, по сути, как классические инвесторы. Однако для укрепления позиций институциональных инвесторов на рынке прорыв сперва должен произойти в пенсионной реформе.

Россия столкнулась с серьезными демографическими проблемами — прежде всего это устойчивое сокращение численности населения при росте количества пенсионеров и снижении доли занятых в экономике. В результате соотношение занятых в экономике и пенсионеров на начало 2008 года составило 1,82:1. При этом для нормальной выплаты пенсий при нынешней пенсионной модели нужно иметь трех работающих на одного пенсионера. Дефицит Пенсионного фонда России ежегодно покрывается за счет государственного бюджета.

Требуется активное проведение пенсионной реформы, реализация программы мер по переходу к полноценной накопительной системе, продолжение использования стимулов типа «вмененных» сбережений и софинансирования государством накопительных программ; в противном случае экономика столкнется с бюджетным, социальным и демографическим кризисом. Пенсионная система должна стать базой для обеспечения социальной стабильности, драйвером роста рынка коллективных инвестиций и источником длинных денег в экономике.

Реформа пенсионного обеспечения касается двух важнейших вопросов.

Первый — создание условий для решения проблемы бедности пенсионеров и снижения демографической нагрузки на трудоспособное население. Для этого необходимо не допустить отход от страховых механизмов формирования пенсий и при этом не отказываться от накопительной составляющей трудовой пенсии. Кроме того, следует создавать дополнительные условия для развития добровольных пенсионных накоплений.

Второй — привлечение дополнительных ресурсов на финансирование пенсионных выплат для сокращения разрыва между доходами трудоспособного населения и пенсионеров. Для этого необходимо создавать условия по стимулированию населения для формирования добровольных накоплений через НПФ и страховые компании (развитие и продвижение программы государственного софинансирования, суть которой пока не донесена до широких масс), а также по допуску страховых компаний в систему обязательного пенсионного страхования. Один из важнейших механизмов — повышение информированности населения о рынках НПФ и долгосрочного страхования жизни.

Сейчас фактически управляющие компании преобразуют долгосрочные ресурсы НПФ и компаний по страхованию жизни в краткосрочные активы (к примеру, почти 70% активов НПФ размещаются на срок менее года). Не нацелена на формирование долгосрочного инвестиционного ресурса и существующая система налогообложения пенсионных фондов. В отличие от большинства западных стран в России взносы в НПФы и компании ДСЖ, а также доход, полученный от инвестирования средств, подлежат налогообложению, а выплаты пенсий и аннуитетов, напротив, освобождены от налога. Немало необоснованных препятствий для НПФ и страховых компаний создаются при регулировании порядка размещения активов.

В итоге сегодняшние модели рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни лишь частично выполняют свои социальные задачи, де-факто не выполняют функцию по созданию длинных денег, и самое главное — тормозят рост классических коллективных инвестиций.

Для большинства россиян практическое знакомство с рынком коллективных инвестиций начинается с «письма счастья», сообщающего о состоянии его пенсионных накоплений, а вовсе не с похода в управляющую компанию за паями ПИФов. Более того, без развитой системы пенсионных сбережений (либо аналога — долгосрочного страхования жизни) вся инфраструктура рынка коллективных инвестиций будет работать вхолостую — без притока массовых инвесторов. Также без существенного притока длинных пенсионных денег не сможет набрать силу отечественный фондовый рынок, а значит, все инвесторы, включая коллективных, будут по-прежнему подвержены воздействию внешних шоков, вызванных действиями крупных иностранных спекулянтов.

Меры по усилению роли НПФ и страховых компаний как институциональных инвесторов должны быть решительными. Так, представляется обоснованным введение страховых взносов вместо единого социального налога с 2010 года с единой ставкой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 26%, которое было анонсировано Минздравсоцразвития. Подобная мера позволит улучшить ситуацию с дефицитом пенсионного фонда. В то же время для привлечения долгосрочных ресурсов в финансовую систему необходимо повысить долю страховых взносов, идущих на финансирование накопительной части пенсии. Подобные нововведения должна сопровождать просветительская кампания в масс-медиа, которая разъяснит населению цели и задачи введения страховых взносов, а также влияние этих взносов (а, по сути дела, налога) на доходы граждан. Введение страховых взносов должно привести к перераспределению располагаемого дохода граждан в сторону роста доли накопленного капитала. Эта фактически уже утвержденная мера, возможно, не вполне позитивно воспринимается во время финансовой турбулентности, однако в долгосрочной перспективе она выглядит просто необходимой. Вместе с тем, чтобы избежать шока для бизнеса, повышение отчислений на социальные программы необходимо сопровождать адекватным снижением НДС или иных форм налоговой нагрузки. В результате изменения по крайней мере скомпенсируют друг друга, а в идеале общая налоговая нагрузка должна даже снизиться. В противном случае социальные задачи не решить — потому как конкурентоспособность бизнеса будет задушена налоговым бременем и при этом может сильно замедлиться экономический рост.

Однако вернемся к пенсионной системе и рынку коллективных инвестиций. Должна существенно измениться инфраструктура рынка. Следует уделить внимание расширению допустимого инструментария по размещению пенсионных резервов и накоплений, а также совершенствованию требований к размещению страховых резервов по ДСЖ. Мягко решить эту проблему поможет придание НПФ и страховщикам статуса квалифицированного инвестора, что позволит перейти от количественных методов регулирования их инвестиционной политики к принципам «разумного инвестора». А значит, регуляторы смогут больше времени уделять качественному развитию рынка и защите интересов инвесторов.

Необходимо создать условия для формирования широкого класса собственников, заинтересованных в развитии финансового рынка и повышении стоимости национального богатства. Инвестиционные фонды могут быть разделены на три группы. Первая — аналоги хедж-фондов, а также иные структуры, ориентированные на краткосрочное инвестирование для широких кругов или только для квалифицированных инвесторов. Вторая группа — формы средне— и долгосрочного инвестирования (инвестиционные фонды, страхование жизни, НПФ), которые позволят гражданам стать собственниками активов российской экономики (чего не произошло по итогам приватизации), и, наконец, различные закрытые и трастовые формы, имеющие целью структуризацию проектов, обособление и минимизацию рисков и спецификацию и защиту прав собственности.

Важнейшими условиями реализации обозначенных задач будут выступать рост популярности услуг коллективного инвестирования, создание дополнительных возможностей приобретения ценных бумаг российских компаний институтами коллективного инвестирования, участие граждан в реализации крупных инфраструктурных проектов, а также различных федеральных целевых программ через систему коллективных инвестиций. Государство должно стимулировать изменение модели поведения домохозяйств от потребительской к инвестиционно-сберегательной, способствовать повышению нормы сбережений. Ключевая задача — повышение финансовой грамотности населения, а также пресечение возможностей деятельности финансовых пирамид.

Источник: Эксперт