23
Июль

Пенсионные загадки

Автор: moder | Рубрика: Аналитика / Интервью / Статьи

Чего ждать от “пенсионно-страховой” реформы и отмены ЕСН?

Детально просчитать последствия новой “пенсионно-страховой” реформы, похоже, пока не может никто. Инициаторы и сторонники двух правительственных законопроектов по отмене единого социального налога (ЕСН) и переоценке пенсионных прав указывают на планируемое повышение пенсий и возможное увеличение собираемости налогов. Оппоненты (парламентская “оппозиция” и ряд независимых экспертов) пугают уравниловкой и уходом бизнеса “в тень”. 18 июля Совет Федерации одобрил эти законопроекты. Теперь документы поступят на подпись президенту, а с будущего года их начнут вводить в действие…

Реформирование реформы

Напомним, что правительство предлагает замену ЕСН (ставка 26%) на три страховых взноса общим размером 34% от фонда оплаты труда. Дополнительный налоговый пресс на работодателей, как полагают чиновники, не приведет к окончательному уходу бизнеса “в тень”, а наоборот - уменьшит дефицит Пенсионного фонда России (ПФР) и даст возможность существенно повысить пенсии россиянам. В основе новой налоговой схемы - общий 26-процентный (с любой организации независимо от отраслевой принадлежности) страховой взнос на обязательное пенсионное страхование (действующий тариф взноса в ПФР - 20%).

Со следующего года меняется схема начисления и формирования как страховых взносов на пенсию, так и большинства социальных выплат. А главное, произойдут: рост максимальных размеров больничных, социальных выплат для беременных и матерей, поэтапное повышение пенсий. Не зависящие, как уверяют власти, от индексаций и прочих привходящих обстоятельств (наподобие обвальной девальвации рубля или гиперинфляции, о возможности которых в связи с кризисом не устают говорить в экспертном сообществе).

После первого чтения в Думе законопроекты претерпели значительные изменения, но их суть и концепция остались неизменными. “Оппозиция” в парламенте предупредила, что в новой системе есть ряд несправедливостей: например, у ряда категорий “советских” пенсионеров (прежде всего северян и “промышленников”) не будет учтен высокий заработок на тяжелых работах - так что эти люди могут воспринять новые правила расчета как примитивную уравниловку. Впрочем, “паникеров” старались успокоить. Как говорил Савва Игнатьич из фильма “Покровские ворота”, “правительство нас не оставит”…

Все у нас получится

Проект закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды ОМС” одобрили 118 сенаторов (3 - против, 7 воздержались). Суть документа - введение страховых взносов на конкретные виды социального страхования и новой схемы их уплаты в государственные внебюджетные фонды, в связи с отменой ЕСН с января 2010 года.

Закон направлен на развитие пенсионной системы и системы обязательного медстрахования и определяет порядок исчисления и уплаты с 1 января 2010 года страховых взносов в государственные внебюджетные фонды вместо действующего единого социального налога (ЕСН). При этом с сумм выплат в пользу физлица, превышающих 415 тысяч рублей, страховые взносы взиматься не будут. В течение 2011 - 2014 гг. применяются пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, прежде всего для организаций инвалидов. Согласно законопроекту, ставка сборов будет повышена относительно отменяемого ЕСН только с 2011 года.

В 2010 году после отмены ЕСН сохраняются сборы: в Пенсионный фонд РФ в размере 20%, в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования в размере 1,1%, в территориальные фонды медстраха - 2%. С 2011 года сборы в ПФР повышаются на 6% (до 26%), в ФФОМС и территориальные ФОМС - на 1% (то есть соответственно до 2,1% и до 3%). Сборы в Фонд соцстраха сохраняются на прежнем уровне (2,9%). По прогнозам законодателей, в 2010 году дефицит ПФР ликвидирован не будет. По расчетам правительства, в связи с повышением сборов на 8% с 2011 года нагрузка на бизнес возрастет почти на триллион рублей.

Сенатор Александр Починок радостно сообщил, что с принятием этого закона наконец-то уйдет в прошлое единый соцналог (введенный в действие аккурат в его бытность министром труда), который, по его словам, “ни единый, ни социальный”. Одновременно Александр Петрович посетовал на то, что с принятием “пенсионного пакета” возрастут затраты на налоговое администрирование и прочую документацию. Кроме того, он предположил, что появятся новые категории “обиженных” пенсионеров, и потревожился за то, что увеличение нагрузки на бизнес не будет ничем компенсировано… Тревоги Починка разделил и сенатор Евгений Тарло. Он полагает, что бизнес просто не выживет из-за такого налогового пресса и увеличения числа надзирателей-контролеров, к которым на сей раз добавляется еще и Пенсионный фонд, получающий право самостоятельно требовать взыскания недоимок…

Сопутствующий документ поддержали 130 сенаторов (3 против, 2 воздержалось). По нему пенсионерам опять придется разбираться с коэффициентами и вычислять, не ущемили ли их интересы при расчетах.

Как сообщила коллегам председатель “социального” комитета СФ Валентина Петренко, переоценку пенсионных прав начнут проводить с 1 января 2010 года. С 1 января будущего года трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, исчисленные с учетом денежной оценки пенсионных прав, пересматриваются через “повышение расчетного пенсионного капитала на 10% - и сверх того на 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года”. Валоризация - это и есть переоценка в денежной форме пенсионных прав граждан, вышедших на трудовую пенсию в годы существования СССР. Она затрагивает и другие категории пенсионеров. Вводится фиксированный базовый размер пенсии и зависимость размеров страховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности страхового стажа. Средний размер прибавки от валоризации составит 1086 рублей. В результате в 2010 году средний размер трудовой пенсии по старости должен превысить 8 тысяч рублей. Источником финансового обеспечения валоризации и связанных с ней расходов на индексацию страховой части трудовой пенсии в 2010 году и в дальнейшем будет госбюджет.

Мнение
Юрий ВОРОНИН, замминистра здравоохранения и соцразвития РФ:

- Что касается “пенсионного пакета” законо-проектов, то нам нужно, наконец, такое пенсионное законодательство, которое бы не приходилось менять каждый год или каждые пять лет. Мы хотим, чтоб оно работало долго, обеспечивало стабильность пенсионной системы и достойные пенсии нашим пенсионерам. В связи с этим меня очень обеспокоили высказывания некоторых законодателей, которые говорили о какой-то социальной бомбе, сравнивали этот пакет по разрушительному эффекту с 122-м законом.

Прежде всего отмечу, что в системе соцстрахования действует только один критерий - те страховые отчисления, которые делаются на цели пенсионного обеспечения. То есть “с точки зрения” страховой системы в ней нет, скажем, профессора, уборщицы или заключенного (чьи пенсии так любят сопоставлять наши оппоненты) - там есть застрахованные лица. В страховой системе все застрахованные равны. Пенсионная система не может постфактум наводить социальную справедливость, потому что пенсия не с плеча государства даруется. Пенсии выплачиваются в соответствии с определенными нормами, связанными с отчислениями от зарплаты и продолжительностью работы.

То есть пенсионная система - это прямое отражение той структуры трудовых отношений, которые складываются. И изменить эту систему трудовых отношений постфактум мы не можем. То есть вопрос надо рассматривать в другой плоскости: зарплату профессору нужно было повышать - тогда и пенсия у него будет выше. Так что какие-то страшные футуристические картины рисовать оснований нет - не тот случай. Поэтому когда мы говорим о пенсионной системе, надо разбираться и понимать, как действует механизм этой системы, а не устраивать спекуляции, создавать нездоровый ажиотаж и опасения, что государство опять чего-то хочет отобрать для того, чтобы закрыть дыру в Пенсионном фонде…

Эти два законопроекта не меняют пенсионной системы, действующей с 2002 года. Они предусматривают, по большому счету, во-первых, возрождение системы социального страхования, то есть переход на полноценные страховые взносы, причем в строгом соответствии с требованиями конвенции МОТ в организации соцстрахования. И, во-вторых, реализацию двух программ повышения пенсий: увеличение пенсий старшему поколению (“валоризация”, то есть индексация, точнее переоценка тех пенсионных прав, которые у них были сформированы до пенсионной реформы) плюс доведение совокупного размера всех выплат, которые производятся пенсионерам, до величины не ниже прожиточного минимума. То есть суть проектов - повышение пенсий. Ни у кого ничего не отбирается! Та “пенсионная структура”, которая сложилась по результатам введения в действие законов о пенсионной реформе семь лет назад, сохранится.

Мы исходим из того, что сформировавшиеся пенсионные права объективны и справедливы, менять их не нужно. Поэтому ухудшения ни у кого не будет. Мы лишь дополнительно повышаем пенсии. Эту программу надо поддержать всем миром и радоваться, что удалось в такое тяжелое время, благодаря слаженным действиям Минздрава, ПФР, сложнейшим расчетам и подробным обоснованиям, убедить руководство страны пойти на это повышение уровня пенсионного обеспечения.

Для расчета повышения пенсий старшему поколению в проекте предложен наиболее универсальный критерий. Это продолжительность стажа до 1991 года. Он наиболее объективно из всех других возможных критериев отражает величину трудового вклада пенсионера и вклада сформированного пенсионного фонда, то есть копилки, откуда эти повышения производятся. Плюс надо исходить из того, что бюджет выделил на повышение пенсий старшему поколению и на программу повышения пенсий до прожиточного минимума в субъектах РФ четко определенную сумму - и других денег в бюджете нет. Все решения, которые мы хотим в этой части провести, должны укладываться в средства, которые предусмотрены в госбюджете на реализацию этих двух программ. В дополнение к этому еще что-то сделать просто нереально…

Что касается критических замечаний, которые выдвигаются бизнес-сообществом по поводу повышения тарифов страховых взносов, то мы постарались соблюсти баланс интересов бизнеса и застрахованных лиц. Определяя тариф, очень важно и не создать чрезмерное напряжение на бизнес, что может сделать его неконкурентоспособным. Однако невозможно определять тариф исходя только из интересов бизнеса. Да, эта нагрузка для бизнеса неприятна, но этот дополнительный налог с зарплаты (страховой взнос) не беспрецедентен - хотя бы исходя из международной практики. Если сравнить данные МОТ о тех страховых тарифах, которые действуют в других странах со схожей пенсионной системой, то мы увидим, что наш тариф вполне сопоставим с европейскими и даже маловат. Так что, если правильно рассматривать нагрузку на работодателя как совокупность расходов на зарплату своим работникам и отчисления с зарплаты на их пенсии, то эта нагрузка возрастет незначительно. А согласно всем экономическим законам, рост расходов на рабсилу стимулирует развитие производительности труда, что является крайне актуальной для нас задачей…

Источник: Солидарность