29
Май

Дорожная карта пенсионной реформы

Автор: admin | Рубрика: Аналитика / Интервью / Статьи

Руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер: «Назрела проблема прямого финансирования из бюджета полной пенсии. И никуда мы от такого возврата к советской системе не денемся»

Пенсионная система любой страны — один из самых консервативных институтов. Стоит ли удивляться, что подверженное имперским комплексам российское общество с ностальгией вспоминает не только бывшие окраины как часть общего государства, но и советские «120 рублей», на которые жить вроде бы можно было вполне сносно. А в «лихие 90-е», которые теперь принято ругать, сколько семей в провинции жили на пособия старшего поколения, когда младшим месяцами не выдавали зарплату, забыли? Обо всем этом и многом другом «Новая» решила поговорить с Евгением Гонтмахером — экспертом по соцзащите населения, чья честная репутация пережила всех профильных министров: от Эллы Памфиловой до нынешней Татьяны Голиковой.

— Евгений Шлемович, наша пенсионная система — ровесница реформ Гайдара. Нет ли у вас лично ностальгии по тем временам, когда, несмотря на обвал всего, платили по графику и регулярно индексировали пенсию на размер инфляции?

— Так получилось, что в январе 1992 года меня пригласили из науки в Минтруда — я стал начальником управления социальной поддержки населения. Поэтому могу напомнить: тогда пенсионная система была ликвидирована вообще. Резко выросли цены после их либерализации, доходы упали – ниже советской черты бедности оказалось 2/3 населения. И, поскольку все советские пенсии к тому времени обесценились, было принято решение всем платить одинаковую сумму — фактически пособие для выживания.

Потом это пособие начали индексировать из-за продолжающейся инфляции. И лишь через некоторое время было принято новое пенсионное законодательство, построенное на так называемом индивидуальном коэффициенте пенсионера. Тем самым опять вернулись к фактически советской системе. Пенсии чуть-чуть поползли вверх, но тут случился дефолт. После 1998 года динамика снова стала положительной. Но в последние пару лет рост реального размера пенсий снова фактически остановился. Как такое могло случиться на фоне нашей экономической благостности?

По официальной статистике, уровень инфляции в 2006 году — 8,9%, а номинальное повышение пенсий — 20%. Но вопрос в том, по какой потребительской корзине считать рост цен. Если заглянуть на сайт Росстата, то окажется, что в потребительскую корзину для расчета инфляции закладываются, кроме всего прочего, ужин в ресторане, рыбные деликатесы, бескостное мясо, меха, т.е. жизнь в стиле верхнего слоя среднего класса. Да, для этих 10% населения инфляция-2006 была 8,9%, а инфляция-2007 — 11,9%.

Но у наших пенсионеров корзина другая. Как показывает тот же Росстат, основные продукты питания, услуги ЖКХ, лекарства и расходы на общественный транспорт в последние два года дорожают больше, чем на 20%. Вывод очевиден: средний размер пенсий уже, к сожалению, не растет.

— А с другими бывшими советскими республиками насколько разная картина?

— Для корректного сопоставления нужно анализировать не только доходы, но и расходы. Нужно знать, скажем, сколько платит за квартиру пенсионер в Киеве и Вильнюсе, есть ли льготы на пользование общественным транспортом в Грузии и странах Центральной Азии и т.п. Но в целом наши пенсионеры — в более выгодном положении, уступая только прибалтийским странам и, видимо, Белоруссии.

— Почему у нас граница между социалистической распределительной пенсией и капиталистической накопительной прошла по 1967 году рождения, отрезав большую часть экономически активного населения?

— 1967 год — это ошибка, которую совершили уже после запуска пенсионной реформы. Ее в России разрабатывали с 1998-го, когда стало понятно (чисто демографически), что взносы работников, полностью идущие на выплату текущих пенсий, скоро перестанут покрывать текущие расходы. Для полноценного функционирования такой системы нужно не менее 5—7 работающих на одного пенсионера. Но мы уже не страна с молодым населением, как Мексика, Иран, Пакистан. Сейчас в России меньше двух работников на одного пенсионера! А лет через 15—20 соотношение и вовсе будет один к одному.

Здравый смысл подсказывал, что если все оставить как есть, взнос достигнет 50% от зарплаты — ни один работник делать бы этого не стал, тем более работодатель. Естественно, массовый уход в тень и кризис неплатежей при низких пенсиях никому не нужен. Поэтому и решили вмонтировать в распределительную систему, как в Польше, Швеции или Венгрии, накопительную часть.

С 1 января 2002 года обязательная накопительная часть появилась у тех работников, которым осталось до пенсии 10 и более лет — это женщины 1957 года и моложе, мужчины — 1953 года и моложе.

Но потом была совершена ошибка — в 2004 году вместо обязательных страховых платежей ввели единый социальный налог. Вместо маркированных денег, которые вам же и возвращаются при наступлении страхового случая (например, старость), теперь деньги предприятий (ЕСН) просто изымаются в бюджет и тратятся на все что угодно: от содержания чиновников до госкорпораций.

Немедленным последствием такого шага стало то, что вместо прозрачных страховых отношений между работодателем и работником мы получили другое: бизнес пришел к Путину с идеей снижения ЕСН с 35,6 до 26%. Что и состоялось. Более того, была введена регрессионная шкала: чем выше зарплату получаешь, тем ниже ЕСН. Что получилось? Снижение этого налога на 10 процентных пунктов образовало дырку размером свыше 300 миллиардов рублей в бюджетах Пенсионного и других страховых фондов. Бизнес эту дырку так и не залатал, так как эффекта «обеления зарплат» так и не произошло.

Чтобы заштопать эту прореху, повысили возраст тех, у кого есть право на накопительную часть, — теперь это 1967 год рождения и моложе. В результате от возможности подкопить на собственную пенсию отрезали тех, кто имеет приличную зарплату и мог бы существенные суммы отложить на свой счет. Фискальный эффект оказался мизерным — сэкономили 20—30 миллиардов рублей. Но зато получили в придачу мощный негативный политический эффект — все увидели, что государству доверять нельзя из-за того, что оно может внезапно менять правила по ходу игры.

— К тому же сработала советская психология: почти никто не выбрал частные пенсионные компании, оставив накопительную часть в руках у государства.

— Это было предопределено. Надо иметь в виду, что к началу пенсионной реформы у нас негосударственные пенсионные фонды не один год работали на рынке — и, кстати, ни один из них не обанкротился до сих пор. Но тогдашний глава Пенсионного фонда Михаил Зурабов, несмотря на это обстоятельство, решил: в «письмо счастья» нужно вкладывать бланк, который нужно было заполнить, только если ты хочешь перевести средства в частную компанию. Государственная управляющая компания выбиралась по умолчанию (отсюда, кстати, термин «молчуны»). Дискриминация очевидна. Средний обыватель, привыкший, несмотря ни на что, доверять государству, просто выкинул конверт и оказался со своими деньгами в ВЭБе. Это было сделано специально: ведь за счет этих средств государство решало свои задачи, например, латало бюджетные дыры.

Но потом сделали еще хуже: в «письма счастья» вообще перестали вкладывать бланк по выбору управляющей компании. Оказывается, Пенсионный фонд несет слишком большие издержки на почтовые расходы. Теперь, чтобы перейти в частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд, надо зайти в интернет и скачать оттуда соответствующий бланк заявления или посетить отделение Пенсионного фонда — и то, и другое работающему человеку сложно сделать.

Когда в 2002 году начиналась пенсионная реформа, в бюджете Пенсионного фонда были предусмотрены 300 млн рублей на информационную кампанию, в ходе которой, в частности, должны были рассказать, что хранение денег в ВЭБе (т.е. в государственных ценных бумагах) дают доход заведомо ниже инфляции. Но это не разъясняли. А ведь за пять лет с начала пенсионной реформы ВЭБ показывает отрицательную доходность переведенных ему пенсионных накоплений (сейчас — уже более 300 млрд рублей). Частные же структуры, кроме 2007 года, — положительную. Да, прошлый год был у всех неудачным — мировые фондовые рынки трясет. Но в рамках 30—40 лет на один плохой год приходится несколько хороших. Именно это, считаю, и нужно было пропагандировать.

— По Конституции у нас такое же социальное государство, как в Германии или Швеции, но пенсии много ниже зарплат, в чем причина?

— Если хочешь иметь западную пенсию с коэффициентом замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) в 60% (у нас сейчас — 25%), надо иметь в виду, что типичная пенсия на Западе состоит из трех частей. 20% дает государство в виде пенсионного пособия — это то, что у нас называется базовой частью пенсии. Еще 20% дают корпоративные схемы, когда вы с работодателем (по коллективному соглашению) 50 на 50 платите в пенсионный фонд, пока служите в фирме. И последние 20% — следствие того, что ты сам в течение 20—40 лет добровольно платишь по программе, выбранной в негосударственном пенсионном фонде, а по выходу на пенсию получаешь эти деньги назад с процентами.

А у нас хотят, чтобы государство обеспечило все 60%. Это невозможно — такого не будет уже никогда. Понятно, что нынешние пенсионеры все равно уже ничего не заработают. Здесь назрела проблема прямого финансирования из федерального бюджета полной пенсии не за счет ЕСН или страховых платежей работников. И никуда мы от такого возврата (только в этой части) к советской пенсионной системе не денемся: нынешние поколения пожилых людей не должны жить в нищете, как это происходит сейчас.

Интересно, что разработчики правительственной концепции-2020 написали: средняя зарплата в стране через 12 лет будет 2700 долларов, а коэффициент замещения пенсии — 30%. Это около 20 тысяч рублей в месяц. Умножаем на 40 миллионов пенсионеров в 2020 году и на прогноз ВВП и получаем, что на пенсии будет тратиться 13% ВВП (сейчас — 5%). Такой рывок можно совершить, только если передать пенсионные расходы полностью в федеральный бюджет, который должен перестать тратиться на всякие госкорпорации и госинвестиции.

— Получается, что экономика страны заведомо работает не на большинство, которому она в будущем гарантирует лишь нищету, а лишь на верхушку общества?

— Если ничего менять не будем, получается так. Для тех, кому до пенсии 10 и более лет, ситуация другая: Пенсионный фонд должен заниматься этими будущими пенсионерами, выступая как полноценная страховая организация. Типовой работник в 45 лет должен платить ЕСН в бюджет в размере 6% от своей заработной платы, а остальное (14%) — на свой накопительный счет, что позволит ему уже за 10—15 лет накопить приличную сумму на старость. Плюс надо всячески развивать программы добровольных отчислений с софинансированием со стороны государства и бизнеса, закон о которых только что принят.

И главное – объяснять все людям. В Швеции, где проводили пенсионную реформу, аналогичную нашей, в каждый почтовый ящик кинули плакат, где простым языком для человека со средним образованием написано, что куда идет и что конкретно ты получишь. Все ясно.

— В Швеции люди привыкли платить большие налоги, а у нас — нет…

— Совершенно верно. Любые социальные новации внедряются в течение длительного периода времени, и когда-то (лучше раньше, чем позже) это надо начинать. Уверен, что наше среднее и особенно молодое поколение в состоянии это понять.

— С государством понятно, но есть свои идеи и у левых, и у правых, они здравые?

— Коммунистам, понятное дело, нравится советская система. «Справедливая Россия», в которую входит Партия пенсионеров, стоит на сходной позиции. Там предлагают отменить обязательную накопительную часть и за счет этого немедленно всем повысить пенсию. Но не думают, что будет дальше, какая пенсия будет у тех, кому сейчас 30—40.

Идея продать принадлежащую государству собственность и получить за это сотни миллиардов, а может быть, и триллионы, рублей принадлежит Егору Гайдару. СПС не предлагает отправить деньги нынешним пенсионерам, а хочет внести их в качестве наполнения в страховые фонды, работающие с накопительными счетами. Но вряд ли нынешнее государство собирается проводить в ближайшее время еще одну массовую приватизацию.

— Если наше государство что и соберется сделать, оно вряд ли спросит мнения общества – у нас же в стране практически нет оппозиции!

— Проблема в том, что государство разучилось проводить квалифицированную и публичную политику. Одна из причин — то, что вы сказали, — нет оппозиции, нет реальной дискуссии. Вот, например, сейчас в Минздравсоцразвития в глубокой тайне готовятся предложения о том, что делать с пенсиями. При том, что их готовят умные люди, уверяю вас: те решения, которые будут выплеснуты на нас и через короткое время будут приняты Думой сразу в трех чтениях, снова окажутся паллиативом, как это произошло с упомянутым выше софинансированием. Идея хорошая, но исполненная (благодаря «экономности» нашего правительства) так, что никакого толку не будет. Миллион человек из более чем 60 миллионов работающих, может быть, станут участниками этой программы, хотя успешным такого рода проект может быть признан, если охват составит не менее 25—30% работников.

Единственный положительный пример — подготовка пенсионной реформы 2002 года: был национальный совет, куда входили разные политические силы, профсоюзы, работодатели, эксперты, шла широкая публичная дискуссия, в том числе через СМИ. Но потом случилась монетизация льгот, сварганенная узкокабинетным способом. И вкус к серьезно подготовленным реформам полностью пропал.

Власти понимают, что бюджет Пенсионного фонда не балансируется за счет ЕСН — роль федерального бюджета в его доходах все выше. И одно из возможных решений — просто ликвидация Пенсионного фонда. Тогда всем пенсионерам (и будущим в том числе) будут платить вспомоществование по советской системе из бюджета. Этого хотелось бы избежать.

Источник: Новая Газета

26
Май

Пенсии – на дороги и мосты

Автор: admin | Рубрика: Аналитика / Интервью / Статьи

Правительство решило судьбу “молчунов”

На прошлой неделе правительство России приняло принципиальное решение о том, как распорядиться пенсионными накоплениями тех граждан, которые так и не перевели их в частные фонды и управляющие компании. Таких в стране большинство – примерно 40 миллионов человек, 85 % трудоспособного населения. Эти сбережения, более 350 миллиардов рублей, находятся под управлением государственной корпорации “Банк Развития”, которая размещает их в ценных госбумагах с низкой доходностью. СМИ и эксперты указанных граждан почему-то называют “молчунами”, хотя их позиция предельно ясна – это решительное недоверие к проводимой пенсионной реформе. Людей вынуждают идти к частнику и доверить ему свое будущее. При этом надо рисковать, а если не повезет (например, случиться очередной ипотечный кризис), то останешься без пенсии. Деньги “молчунов” очень неудобны для правительства – они есть, их много, граждане же, наученные горьким опытом, рисковать и нести их банкирам не торопятся. Без движения денежная масса постепенно тает – инфляция.

Итак, правительство решило направить средства “несознательных” будущих пенсионеров в инфраструктурные проекты, то есть на строительство дорог, туннелей, мостов, коммуникаций. Логика рыночной экономики такова, что инвестор в эти объекты вкладываться не будет, они малодоходны или вообще недоходны. В тоже время без них коммерсант не в состоянии построить завод или магазин, просто довести свой товар до покупателя. Государство привлекает инвесторов тем, что само создает эти объекты. Наше правительство собирается сделать это за счет средств будущих пенсионеров.

В принципе, в рамках существующей пенсионной системы, это не так уж плохо. Глава Минтранса РФ Игорь Левитин предложил использовать лишь ту часть пенсионных накоплений, которая будет востребована за пределами 2020 года, и пообещал надежность вложений и их возврат. То есть – в теории – для пенсионеров хуже, чем есть не будет. Зато будут хорошие дороги. Скептики, например директор Института социальной политики Высшей школы экономики (ВШЭ) Сергей Смирнов, указывают на то, что государство может построить дорогу, но каким образом оно вернет, а уж тем более приумножит потраченные на нее средства, неизвестно. Апологеты же проекта ссылаются на мировой опыт, доказывая, что практика вкладов пенсионных средств в инфраструктуру весьма распространена. Все упирается только в гарантии. Если эти средства действительно гарантированно вернуться и дадут пусть даже небольшой доход, то система будет работать.

Следует заметить, что в 2005-2007 годах “Банк Развития” показал доходность в 5,67-12,8% годовых. В тоже время доходность инвестиций частных фондов составила 8,5-18%, а управляющих компаний – 4,17-21,77%. При этом в 2007 году часть фондов и почти все управляющие компании уступили госкорпорации по доходности. Более того, две управляющие компании, “Золотое сечение” и “Уралсиб управление капиталом”, завершили прошлый год с отрицательным результатом, так как вложились в акции, стоимость которых резко упала за время финансового кризиса, начавшегося в августе 2007 года.

Отечественную пенсионную систему создавали по чилийским лекалам либеральные экономисты, восхищенные пиночетовским “экономическим чудом”. Однако опыт чилийской пенсионной реформы далек от образцового. Так, один из крупнейших в мире специалистов по пенсионной системе, научный сотрудник американского Северо-Западного университета Бен Шнайдер утверждал: в ходе исследования деятельности пенсионных фондов в Чили выяснилось, что пенсии людей, которые остались в государственной системе, больше, чем у тех, кто ушел в частные фонды. Это объяснялось зависимостью частников от кризисов на мировых биржах, необходимостью тратиться на рекламу и приглашать дорогостоящих менеджеров и аналитиков. Таким образом, государственные фонды оказались надежнее и дешевле в содержании.

Что ж, нам остается только радоваться, что не была реализована программа, предложенная экс-главой Минздравсоцразвития РФ Михаилом Зурабовым в феврале прошлого года. Тогда Михаил Юрьевич, не мудрствуя лукаво, предложил просто исключить из структуры обязательного пенсионного страхования средства “молчунов” и направить их на покрытие дефицита Пенсионного фонда. Даже такой заслуженный “рыночник” как президент грефовского Центра стратегических разработок (ЦСР) и экс-замминстра экономики Михаил Дмитриев назвал эту идею “ограблением, так как речь идет об открытом присвоении чужого имущества”.

Источник: Новая Политика

26

С августа увеличится трудовая пенсия россиян

Автор: admin | Рубрика: Новости

Как 26 мая заявила министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова после первого заседания президиума правительства РФ, с 1 августа 2008 года в России будут увеличены размеры базовой и страховой части трудовых пенсий. Совокупно трудовые пенсии увеличатся на 448 руб.

Татьяна Голикова отметила, что данное положение заложено в законопроекте, одобренном на заседании. “Размер базовой части трудовой пенсии с 1 августа будет увеличен на 15%, размер страховой части приблизительно на 8%”, - подчеркнула она. При этом Голикова пояснила, почему сказала “приблизительно”. “Окончательное решение будет принято, когда мы получим уровень инфляции на 1 июля. В зависимости от этого будет установлен процент повышения”, - сообщила глава Минздравсоцразвития.

По словам министра, также будет увеличена индексация размера единовременной денежной выплаты населению и других выплат в рамках демографического пакета. Голикова отметила, что все пособия, о которых идет речь, будут не индексироваться, а доиндексироваться.

Также Татьяна Голикова заявила, что у Минздравсоцразвития еще есть время на обсуждение пенсионной реформы. Ранее предполагалось, что реформирование пенсионной системы будет конкретно обсуждаться в мае нынешнего года, отметила она. “Однако, эти вопросы тесно увязаны со стратегией развития - 2020, решение по стратегии перенесено на август, поэтому сроки обсуждения пенсионной системы также сдвинулись”, - пояснила Голикова. “У Минздравсоцразвития еще есть время для обсуждения реформирования пенсионной системы”, - подчеркнула министр.

Источник: Коммерсант

25
Май

О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами

Автор: admin | Рубрика: Законодательство

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УХОД ЗА НЕТРУДОСПОСОБНЫМИ ГРАЖДАНАМИ

1. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 “О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 201) изменение, изложив пункт 1 в следующей редакции:

“1. Установить с 1 июля 2008 г. ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - компенсационные выплаты).

Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.”.

2. Правительству Российской Федерации внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в Федеральные законы от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ “О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву”, касающихся уплаты страховых взносов за период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, установленный подпунктом 6 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль

13 мая 2008 года

N 774

21
Май

Как инвестируют пенсионные накопления

Автор: admin | Рубрика: Новости

Согласно российскому законодательству, работающий гражданин имеет право перевести накопительную часть своей пенсии в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) и частную управляющую компанию (УК). Если гражданин не предпринимает каких-либо действий по переводу накопительной части пенсии в частные структуры, его деньги по умолчанию остаются в государственной управляющей компании, функции которой исполняет Банк развития (ВЭБ). Госкомпания имеет право инвестировать пенсионные накопления только в государственные облигации и ипотечные бумаги, обеспеченные государством. НПФ и УК могут инвестировать пенсионные накопления в акции и облигации российских эмитентов, ПИФы, денежные средства, а также размещать их на депозитах.

Консервативная стратегия ВЭБа отражается на доходности инвестирования пенсионных накоплений. В 2005-2007 годах госкомпания показывала доходность в 5,67-12,8% годовых, при этом больше всего ВЭБ заработал в 2005 году. Средняя совокупная доходность инвестиций НПФ за этот же период составила 8,5-18%, УК — 4,17-21,77%. При этом в 2007 году несколько НПФ и подавляющее большинство УК проиграли ВЭБу по доходности. Кроме того, две управляющие компании — “Золотое сечение” и “Уралсиб управление капиталом” — и вовсе закончили прошлый год с отрицательным результатом (-1,33% и -0,01% соответственно). Подобный разброс доходностей объясняется тем, что УК и НПФ зачастую рисковали при инвестировании пенсионных накоплений и вкладывали большую часть средств в акции, стоимость которых упала за время финансового кризиса, начавшегося в августе 2007 года.

Источник: Коммерсант

16
Май

Инфляция и пенсии: кто быстрее?

Автор: admin | Рубрика: Аналитика / Интервью / Статьи

Минэкономразвития спрогнозировало социально-экономическое развитие России на ближайшие годы, рассмотрев сразу четыре возможных варианта развития страны в ближайшем будущем.

Но начало оно с того, что подкорректировало прогноз инфляции на 2008 год - с 9-10% до 9-10,5%. При этом уровень инфляции с начала года уже почти достиг 7%. Очевидно, что при сохранении таких темпов роста инфляции выйти на прогнозируемые показатели не удастся. Однако заместитель министра экономического развития Андрей Клепач рассчитывает на торможение инфляции уже во втором полугодии 2008 года. Минэкономразвития считает, что в 2009 году годовой показатель инфляции упадет до 6-7,5%, а в 2011 году - до 5-6,8%.

Достаточно оптимистично ведомство оценивает и перспективы российского ВВП. По мнению специалистов министерства, его рост составит 7,6-7,8% в 2008 году, однако средние темпы роста ВВП, рассчитанные за период до 2011 года, будут ниже, чем в текущем году – 6,5%.

Что касается доходов населения, то ожидается, что они возрастут примерно на треть. В частности, планируется увеличение пенсионных выплат.

«Средняя трудовая пенсия в РФ в 2009 году планируется в размере 5063 рублей, в 2010 году - 6145 рублей, в 2011 году - 7377 рублей», - передает слова Андрея Клепача РИА «Новости».

Анализируя все эти прогнозные показатели, характеризующие социальное и экономическое положение нашей страны, возникает целый ряд вопросов. Насколько обоснован оптимизм чиновников Минэкономразвития?

Об этих и других проблемах журналист KM.RU беседует с ведущим экспертом Института открытой экономики Еленой Шариповой.

- Насколько планируемый рост пенсий соответствует прогнозируемому уровню инфляции?

- Если уровень инфляции примерно соответствует 7%, то по товарам, потребляемым пенсионерами, инфляция будет немного больше.

- Неужели лишь немного больше?

- Да, максимум - в два раза, но я думаю, что инфляция будет находиться на уровне 10-11%. А рост пенсий заложен на уровне 20%. Значит, будет наблюдаться и реальный рост пенсий.

- Насколько обоснован прогноз Минэкономразвития о показателях инфляции на 2009-2011 года, ведь уже в первом полугодии 2008 года ее уровень почти достиг 7%? Так за счет чего он снизится в последующие годы?

- У правительства есть рычаги, с помощью которых оно способно притормозить рост цен. Надо меньше печатать денег и формировать у населения убеждение, что правительство борется с ростом цен.

- Как же можно не печатать деньги, если планируется повышение пенсий, и к тому же в прогнозе Минэкономразвития говорится и о росте доходов населения? Как одно совместить с другим?

- Рост экономики предполагает и рост доходов, при этом важную роль играет политика распределения доходов. Если перераспределить бюджетные средства, сформированные из налогов, в сторону пенсионеров, то это не вызывает большую инфляцию. 40% бюджета сформировано из налогов, полученных от доходов с продажи нефти и прочего сырья, вот их и надо перераспределить.

- Но если растет цена на нефть и мы получаем дополнительный доход в долларах, то, чтобы их конвертировать в рубли, придется допечатать и рубли. Выходит, «меньше печатать денег» не получится?

- Все-таки мы можем меньше печатать денег, и тогда рубль будет укрепляться.

- Как это отразится на ситуации в стране в целом?

- Положительно, если будет продолжаться рост экономики. Хотя увеличение пенсии будет несколько тормозить рост.

- Почему рост пенсий тормозит рост экономики?

- Потому что пенсионер ничего не производит, и лучше отдать эти средства производителю.

- Почему же? Пенсионеры обеспечивают спрос, а это подхлестывает производство.

- Увеличение пенсий – это меньший плюс, инвестиции в производство напрямую были бы эффективнее. Но пенсии поднимать надо. Стыдно, что пенсии платят в размере 100 долларов!

С аналогичными вопросами журналист KM.RU обратился к депутату Госдумы Оксане Дмитриевой.

- Насколько обоснован прогноз Минэкономразвития в сфере инфляции?

- Думаю, что инфляция в 2008 году для низкооплачиваемых слоев населения достигнет 20%. Так что прогноз Минэкономразвития вряд ли сбудется. Что касается последующих годов, то недавно повышены тарифы на газ, электроэнергию и ЖКХ, так что вряд ли инфляция начнет снижаться. При таком росте тарифов инфляция в целом не упадет ниже 10-12%, а для беднейших слоев составит примерно 20%.

- Иными словами, если уровень инфляции сопоставить с размером пенсионных выплат, то, по сути, никакой компенсации не будет…

- Если индексация составит 20%, то продолжится отставание роста пенсий от темпов роста средней заработной платы.

Страница 1 из 212»